Это уже случилось – поднятие возраста в фигурном катании. Причем на всякий случай прямо во время конгресса ответственные лица напоминали, что за конгрессом и его решением по этому вопросу следит весь мир, который «шокирован событиями в Пекине-2022». Так отсылали к скандалу вокруг пятнадцатилетней Камилы Валиевой. Аргумент для тех, кто в теме ни бум-бум, но лишнее внимание прессы – не по душе.
Возраст изменен, теперь остается лишь увидеть, к чему так долго обсуждаемая до хрипоты новация приведет. Остановит ли фигурное катание на уровне – не настоящего даже, а прошлого? Или «всего лишь» заставит тренеров искать пути, как сохранить юных до выхода на лед в 17 лет.
В принципе, Аня Щербакова победила на Олимпийских играх почти в 18 лет – совершеннолетие она встретила 28 марта, всего на месяц с хвостиком позже Пекина. Александра Трусова не дотягивала на Олимпийских играх до 18 лет чуть больше, день рождения будет отмечать 23 июня. Уходить из спорта обе не собираются. И это пример карьеры не столь, конечно, длинной, как у Елизаветы Туктамышевой, но вполне уже продолжительной. Если вспоминать про известное сравнение современных чемпионок с «одноразовыми стаканчиками».
К сегодняшним лидерам сборной России повышение возрастного ценза не имеет никакого отношения. Возраст поднимают поэтапно, в ближайшем сезоне изменений не будет, 15 лет для взрослого льда – пока нормально. На следующий год будет 16, потом – 17 лет. И вот тогда уже что-то начнет проясняться.
Президент нашей федерации Александр Горшков считает, что вся аргументация, которая была озвучена на конгрессе в пользу поднятия возрастного ценза, «притянута за уши». В том числе и доклад медицинской комиссии ISU с результатами исследования воздействия на организм соревнований и тренировок: как с физической, так и с психологической точек зрения. Определенную роль сыграл и авторитет совета ISU, он ведь и выдвинул это предложение. Далеко не все федерации сильны в фигурном катании и понимании процессов, которые в нем происходят. «Через два года, думаю, они поймут, что погорячились».
Но решение принято. И многие голосовавшие вполне искренне уверены, что теперь карьеры фигуристок станут длинными-предлинными, а ступающие на взрослый лед после столь же длинных лет сидения в юниорах – будут спокойны, потому что ментально и физически здоровы. За погоней за общим равноправием взрослых ISU все же удалось выплеснуть ребенка. Талант – это исключение, а не правило. И то, что могли Медведева, Загитова или Валиева в пятнадцать лет, – не правило. А, если на огромную страну находится не одно такое исключение, – это говорит о развитии и популярности вида спорта.
Одаренность, тренеры, работоспособность, умение не сдаваться – в этом секрет успеха всего спорта. Только что американка Кэти Ледеки уже в семнадцатый раз стала чемпионкой мира по плаванию. А дебютировала на Олимпиаде-2012 года и завоевала золотую медаль в возрасте 15 лет. Надо было запретить?
Далеко не все, кто приходит в спорт, поцелованы небесами. Но того, кто отмечен, мы можем, искусственно сдерживая, и пропустить. Им в долгом ожидании прост не хватит банальной мотивации. Из тех фигуристок-юниорок, кто был уже на слуху в прошлом сезоне, совсем не повезло только Софье Акатьевой. Все уже дотошно подсчитали, что на взрослом льду она может оказаться только в 18 лет (а нынче 15-летние Софья Самоделкина, Аделия Петросян и Софья Муравьева будут выступать на взрослом льду уже с этого сезона). Да, на домашнем льду Соня может выступать со взрослыми, но после открытия для России международных стартов ее лед – юниорский.
А стартов-то у юниоров – кот наплакал. Чемпионат мира и финал Гран-при. Насчет ментального и любого другого здоровья в битве за попадание на эти старты можно даже не спорить. И это проблема не только Акатьевой, но и тех спортсменок, что идут следом. Продление карьер в этом свете – весьма сомнительный аргумент. Скорее, совсем не сказка, а быль об украденном или потерянном времени. Дожить бы в юниорах до этих 17 лет: без стартов, финансовых поступлений, зато с большими затратами. «Это еще более усилит давление на ментальное здоровье детей – у юниоров будет более жесткая конкуренция, поскольку их будет больше. Они столпятся на своем уровне. И теперь нам надо продумать, как добавить в те возрастные слои соревнования», – говорит генеральный директор ФФККР Александр Коган.
На конгрессе звучали предложения о том, что надо все же вводить для юниоров чемпионаты Европы и Турнир четырех континентов, но они не прошли. Причина отказа банальна: денег нет. Но, видимо, и высокая конкуренция юниоров для ISU ни к чему: вдруг рейтинги юниорских стартов, где те же прыжки в четыре оборота могут стать нормой, окажутся выше, чем у взрослых.
Понимание, что хорошо из принятого конгрессом, а что плохо для мирового фигурного катания, появится лишь через пару лет. А пока России предстоит сезон внутренних стартов. Можно, конечно, оптимистично сказать, что «видимо, предстоит», дав себе возможность понадеяться на лучшее. Но это просто желание. Президенту МОК Томасу Баху явно нравится роль вершителя судеб. И собственные слова о том, что еще не пришло время допускать российских спортсменов к международным соревнованиям и рано пересматривать или смягчать ограничения, ему тоже нравятся.
И в России фигуристки будут допущены на турниры среди взрослых, начиная с 14-летнего возраста. Так было и раньше. Чего раньше не было – это серии Гран-при России из шести внутрироссийских соревнований с участием сильнейших фигуристов страны и финального этапа. Во время соревнований – и тут ФФККР учитывает изменения, введенные ISU, – будет применена система судейства, принятая конгрессом Международного союза конькобежцев. Одно из решений – уменьшение числа компонентов второй оценки в фигурном катании с пяти до трех.