Международный союз конькобежцев на днях озвучил желания, сформулированные на заседании совета ISU. И желания его таковы: действия санкций продлить – Россия и Белоруссия остаются вне соревнований под эгидой ISU. Российский этап Гран-при следующего сезона отменить (его место в календаре уже рвется занять Финляндия). И на летнем конгрессе ISU обсудить вопрос об изменении конституции – чтобы была возможность исключения членов организации при форс-мажоре. Каких членов – понятно.
Выборы состоятся на конгрессе ISU в июне. А вопрос участия России в голосовании и выборах будет решен тогда, когда конгресс уже начнет свою работу. Причина – опять же традиционна для сегодняшнего дня. Особенно, видимо, «заинтересованные» в развитии видов спорта, которые объединяет ISU (а это коньки, шорт-трек и фигурное катание), страны обратились с требованием вообще запретить России и Белоруссии участвовать в конгрессе. И, само собой, претендовать на выборные должности. Двадцать стран, выступающих за отстранение, – это немало, но совсем не достаточно для принятия решения. Поэтому на конгрессе и пройдет сначала голосование совета ISU: быть России его активным членом или не быть.
И это, наверное, все же можно считать положительным знаком. Когда, поддавшись на шантаж, из Пекина буквально с трасс выгоняли наших паралимпийцев, никто не считал количество стран-противников, им достаточно было только поднять протестную волну. В заявлении же совета ISU говорится, что, принимая во внимание базовые права всех членов и обязательства организации по обеспечению интересов опять-таки всех членов ISU, совет постановил: «В настоящее время такое решение приниматься не будет, оно будет вынесено по итогам голосования на конгрессе ISU».
И пока Александр Лакерник официально выдвинут в качестве кандидата на пост вице-президента Международного союза конькобежцев. Специалист был избран вице-президентом, отвечающим за фигурное катание на коньках, еще в 2016 году. Через два года – переизбран. Нынче, помимо сложностей момента, выборы Лакерника отягощены еще и дополнительным условием: его кандидатура будет рассмотрена, если будет утверждено предложение по повышению возраста для кандидатов. По существующим правилам занимать пост могут специалисты до 75 лет. Если этот пункт изменят и возраст для выборов поднимется до 80 лет, кандидатура Александра Лакерника (77 лет) будет в списках для голосования. (Естественно, при условии, что голосование для нас вообще будет.)
Судья Юлия Андреева выдвинута на работу в комитете по одиночному и парному катанию (там работал призер Олимпийских игр Федор Климов), Ульяна Чиркова – в комитет по синхронному катанию.
Глава Технического комитета по конькобежному спорту Международного союза конькобежцев Александр Кибалко претендует на пост в совете ISU и выдвинут на переизбрание в техком (на пост главы и на место в составе). В технический комитет по шорт-треку Союз конькобежцев России выдвинул Андрея Нефедова (на пост главы и в члены) и Михаила Соколова.
Здесь и сейчас не видится абсолютно очевидным, что нам вообще надо выдвигать свои кандидатуры на выборы в ISU. Нет, оно, конечно, всем известно: чем больше представителей, тем проще отстаивать в организации свои интересы. Только нынче международные федерации – кто стеснительно, а кто агрессивно – работают исключительно на режиме «вычеркиваем Россию отовсюду».
Но рвать с ISU вовсе? Повесить международные коньки на гвоздь до лучших времен? Даже не пытаясь отстоять права и привлечь на свою сторону тех, кто не входит в ту «двадцатку» активистов? Как бы мы ни хотели сделать вид (а эмоциональные порывы такие из-за большой обиды, конечно, есть), что обойдемся без международного союза и прекрасно будем развиваться на домашних турнирах, это будет лукавством. Потому что вариться и фигуристам, и конькобежцам на турнирах придется абсолютно в собственном соку, что для спортсменов губительно. Даже тем его лидерам, которые впереди планеты всей. Даже нашим гениальным фигуристкам.
А чтобы появились на наших открытых стартах, например, иностранные фигуристы, турнир должен быть внесен в официальный календарь ISU. Такое сегодня вряд ли возможно. Поэтому никто и не приедет: дисквалификация из любви к России в спортивные планы зарубежных спортсменов вряд ли входит.
Ситуация наисложнейшая. И окончания ее никто не знает. Есть нехорошее ощущение, что все может затянуться и до следующих выборов. Ведь Олимпийские игры – сначала летние, с которыми придется сложнее, потому что они уж совсем скоро, а потом зимние, – станут новым витком предложений о продлении санкций. Естественно, во «имя безопасности» участников, как и нынче.
И все же – когда-то она должна измениться. Да, выбирать нам сегодня и особенно надеяться на положительные решения в пользу России не приходится. Но не использовать любые попытки остаться там, где есть шансы для этого, нельзя. Все же чуть проще тогда придется в будущем отстаивать тот вектор развития видов, что нам представляется правильным.