Первого марта ISU отстранил российских и белорусских спортсменов от всех соревнований под эгидой организации (фигурное катание, конькобежцы, шорт-трек). Уже в конце марта больше двадцати национальных федераций потребовали от ISU не допускать Россию и Белоруссию до участия в июньском конгрессе организации. Само собой, запретить выдвигать двум странам кандидатуры на любые выборные должности.
В начале апреля ISU уже обратился к членам организации письменно с просьбой прокомментировать «некоторые предлагаемые решения относительно последствий ситуации на Украине для деятельности Международного союза конькобежцев». Конкретно же эти предложения, а если точнее – изменение устава, будут рассмотрены на встрече (в формате видеоконференции) 24 апреля.
Почему ISU перешел на письма? Потому что внести предложение в повестку можно было до декабря прошлого года, раз не внесли – это уже экстренное предложение, нужно собрать 80 процентов голосов за его включение в повестку. То есть опрос – та же поднятая или не поднятая рука за официальное изменение устава. Ведь, если против включения в повестку, значит, и против изменения в уставе.
Вообще – ничего нового ISU не предлагает. Изменить устав, добавить новые пункты, позволяющие отстранить Россию от активной деятельности, это стало уже привычным для федераций. Весьма показателен в этом смысле пример международной федерации санного спорта: арбитражный суд организации отстранение России признал неправомерным, конгресс – тоже. Но руководство FIL заявило: нам все равно, мы не согласны, совместно с юридическим комитетом организации будем искать возможности разрешить на очередном съезде организации в Риге (18-19 июня) «неудовлетворительную ситуацию». Поменяем устав, все дела.
ISU хочет узаконить (конечно, во имя «сохранения безопасного, мирного и регулярного осуществления деятельности ISU в случае возникновения событий или обстоятельств исключительного характера, не подконтрольных ISU») возможность приостановления членства любой национальной федерации. А в случае необходимости лишить ее представителей права участия в турнирах под эгидой ISU в одностороннем порядке. Предлагаемые защитные меры – от временного приостановления прав членов ISU до «любых других мер, которые ISU посчитает необходимыми в свете событий и обстоятельств чрезвычайного события».
Слова «никаких иллюзий» сегодня звучат в нашем спорте сплошь и рядом. В тех видах спорта, где международные федерация готовы были разрешить нашим спортсменам выступать в нейтральном статусе, включался банальный шантаж. Заслуги страны в расчет не принимаются. Нужно ли и можно ли нам надеяться на то, что голоса национальных федераций разложатся в том же фигурном катании в нашу пользу?
Российское фигурное катание – это элита мирового. Но есть ли у нас сторонники, которые готовы поддержать сегодня? Устав ФФККР не нарушала, отстранять наших спортсменов и лишать прав, например, права проведения Гран-при России, формально не за что. Только, кто это понимает, кто защищать будет? Сами вряд ли сможем себя отстоять. Если еще и к конгрессу-то допущены не будем. Да, у нас есть сегодня действующий вице-президент ISU Александр Лакерник, но его полномочия истекают как раз в этом году. И продлены вряд ли будут.
Так что, например, увеличение возрастного ценза «обречено» без нашего сопротивления на успех. А те предложения, что выносила на конгресс ФФККР и которые уже находятся в повестке, обречены на не достаточное обсуждение – это как минимум.
Что мировое фигурное катание будет без нас делать, если все пойдет дальше именно так, как идет сейчас? «Загнется» ли? Смотря о каком сроке отстранения пойдет речь. Да и потом, вопрос, который уже давно на слуху: а нужно ли развитие и «прыжки в космос» самому ISU?
Международный союз конькобежного спорта будет проводить турниры, как и раньше. Чемпионат мира по фигурному катанию после Олимпийских игр это показал. Кому-то без наших спортсменов там даже «дышалось легче». Так что мир начнет громко радоваться тем победителям, которые у него появятся. Никаких иллюзий. Без них ждем и результаты опроса. Впрочем, даже если он вдруг окажется в «нашу пользу», методы шантажа уже отработаны.