На вопрос, смог ли Кубок Первого канала скрасить недопуск на чемпионат мира, тренер Алексей Николаевич Мишин ответил так: «Это вопрос философский, я затрудняюсь на него ответить. А впечатления остались у всех хорошие, как и у меня».
Возьму на себя смелость, отвечу более четко: скрасить недопуск турнир смог, а цель заменить выступлением в Саранске чемпионат мира «тут и не стояла». Пока так.
Каков уровень спортсменов – таковы и амбиции. Российские амбиции хорошо известны. Даже названия команд, выступавших в Саранске, как и год назад на первом Кубке, символичны. «Красная машина» (капитан – Анна Щербакова) и «Время первых» (капитан – Марк Кондратюк) в совокупности и есть определение нашего фигурного катания. Талант созидания, прорыв, бесстрашие и любовь.
И не зря еще перед стартом «Время первых» исполнили приветственный номер, в котором появился Петр I (Александр Галлямов). А каждый спортсмен из «Красной машины» в видеообращении признался в любви к фигурному катанию. А потом на льду забилось созданное из фигур сердце. Сердце большой любви.
А что касается разделения фигуристов на команды (всегда находятся недовольные), то Елизавета Туктамышева, которая закрывала турнир своим выступлением в произвольной программе и показала лучший прокат в сезоне, причем без упрощений, как всегда, зрит в корень. «Одна большая семья», – так Лиза оценила фото всех участников. И эта семья буквально умывала слезами радости и счастья Саранск.
И, положа руку на сердце, мы ведь действительно болели «за семью». В которой были и титулованные, и совсем юные. «Красная машина» в этом году – это Анна Щербакова, Софья Самоделкина, Аделия Петросян, Софья Акатьева, Михаил Коляда, Андрей Мозалёв, Макар Игнатов, пары Евгения Тарасова и Владимир Морозов, Александра Бойкова и Дмитрий Козловский, танцоры Виктория Синицина и Никита Кацалапов.
«Время первых»: Камила Валиева, Майя Хромых, Вероника Жилина, Марк Кондратюк, Евгений Семененко, Александр Самарин, Петр Гуменник, пары Анастасия Мишина и Александр Галлямов, Дарья Павлюченко и Денис Ходыкин, танцоры Александра Степанова и Иван Букин.
В Саранске – и об этом можно сказать безо всякого преувеличения – мы увидели элиту мирового фигурного катания. Элита на льду не халтурила. Я сейчас не о судейских оценках, которые фиксировали в танцах и парах мировой рекорд за рекордом. О феноменальном качестве катания одних и жажде желания других шагнуть вперед даже в конце сезона.
Так упоительны в России вечера
«Я не вправе говорить за других, но я отношусь к этому старту как к соревнованию с элементами шоу, это полноценный турнир, и никто, как мне кажется, не выходит кататься по приколу», – Марк Кондратюк сформулировал ответ так. И, кстати, нынешние капитаны команд – Аня и Марк – реально руководили процессом, расставляя очень правильные акценты в ответах и не забывали о том, что шутка снимает любое напряжение и вообще украшает.
Домашние старты с участием всех сильнейших спортсменов – это всегда упоительные вечера для гурманов фигурного катания. Наши трибуны неоднократно доказывали, как умеют поддерживать, восхищаться и сопереживать. Саранск не стал исключением. Это очень нужно фигуристам. Кому-то в сезоне удалось вволю покататься на стартах, а кто-то из-за травм или конкуренции остался с несколькими прокатами. И осталось ощущение, что вся работа ухнула в черную дыру. А когда тебя поддерживают овации (и в неудаче, а уж тем более – в успехе), наконец-то прилетающая на отданный труд эмоциональная «ответка» дает и силу.
Саранск-2022 подтвердил: домашние соревнования нынче востребованы еще больше, чем раньше. Никто пока не скажет, как долго продлится отстранение фигуристов России от стартов под эгидой ISU. И нам реально нужно создать систему, которая позволит не просто держать спортсменов на плаву, но и продолжать развитие. И даже вне зависимости от допуска или недопуска в следующем сезоне.
Среди самых смелых идей, которые, впрочем, лежат на поверхности, – создание параллельного мира для ISU. Почему бы нам не попробовать соревноваться по правилам, на которые не решается Международный союз конькобежцев? И терять нечего, и бан не грозит – он уже есть. Убрать ограничения, которые, как нам кажется, тормозят прогресс, причем якобы ради создания равных условий с теми странами, которые вообще к этому прогрессу никогда в жизни не подтянутся. Продумать систему отбора и поощрений, показать то, что мог бы сделать ISU, но не делает.
И это даже не будет протестом, если вдруг кто-то захочет в очередной раз придумать нам новое обвинение. Параллельный мир ведь будет создан для наших фигуристов в любом случае. Да он ведь уже существует – не нашими стараниями.
Что очень обидно, к чиновникам в разделении на правильных и не правильных для чемпионата мира спортсменов зачем-то подключаются еще и зарубежные фигуристы. Габриэла Пападакис уверяет, что наши фигуристы «потеряли доверие со стороны других фигуристов из-за ситуации на Украине и допинга, на них косо смотрят, и без них меньше напряжения». А американец Адам Риппон, отвечая американке же Полине Эдмундс по поводу отсутствия в женском одиночном катании на чемпионате мира чистых каскадов три-три, заявляет, что «чистые соревнования лучше, чем чистые прыжки».
Выступать наши спортсмены должны и будут. Не будет допуска до этапов Гран-при нового сезона, значит, будут шикарные, как в прошлом году в момент всеобщего карантина для мирового фигурного катания, этапы Кубка России. Возможно, открытые. Или какие-то другие по названию этапы. Бояться экспериментировать на своей земле, то есть льду, нам нечего.
Сценарий развития стартов могут предложить и сами фигуристы. Как и в случае с Кубком Первого канала. Очевидно, что спортсменам по кайфу выступать в командах, но само содержание турнира можно, конечно, корректировать. Фигуристы у нас креативные, их посадить рядком, да поговорить, много идей появится.
Тот же самый прыжковый фестиваль – это ведь не только азарт, но и возможный кладезь информации. Тем более что показ высоты и скорости полетов – совсем уже не диковинка во время трансляций. Да и вообще – любая история из этапов развития фигурного катания будет и кстати, и на пользу. Год назад, например, федерация гимнастики России на внутреннем старте включала видеоролики с объяснениями, как зародились гимнастические виды, что нужно сделать на снарядах, каковы «фишки». Все очень просто и классно. Трибуны смотрели с удовольствием, а понимания «матчасти» после просмотров появлялось больше.
Возвращение Валиевой и Коляды
Нет, конечно, Камила никуда и не уходила. Но сезон ей очень надо было завершить не жестом отчаяния в Пекине, а победно вскинутыми руками. Ее выхода на лед в Саранске ждали с огромным нетерпением. И от большой любви, и от большого желания увидеть прежнюю Валиеву – без отчаяния, а в борьбе и с хорошим настроением.
Мировые рекорды Саранск не увидел, но все они так и принадлежат Камиле. Пусть на сей раз не было в «Болеро» тройного акселя (как и в короткой программе) и трех четверных прыжков. Все равно трибуны увидели ее настоящее «Болеро», а высоченный тулуп в четыре оборота показал себя во всей красе.
Да, Камила чуть-чуть проиграла в произвольной программе Анне Щербаковой, показав чистый прокат, но уступив два балла в технике. «Болеро» уходит в прошлое. Камила – катит в будущее. И делает это с улыбкой. Настоящая Камила вернулась. А вот слезами после ее чистого проката умывается половина зала.
Михаил Коляда вернулся на лед после перерыва, связанного сначала с травмой перед чемпионатом Европы, а потом с коронавирусом перед Олимпийскими играми. Миша уже сказал, что продолжит выступать. И то, в какой форме появился он на льду в Саранске, не может не радовать.
Но знаменитый и волшебный «Белый ворон», программа, которую выкатывает Коляда на одном дыхании – своем и зрительском, тоже, видимо, улетает в прошлое. И трудно и обидно представить, что мир на самом деле увидел этот шедевр только один раз – это был прошлогодний чемпионат мира, случившийся после карантина.
Кондратюк без границ
Марк Кондратюк в произвольной программе в Саранске чисто исполнил четыре четверных прыжка. (На втором месте, кстати, по исполненным прыжкам оказался Петр Гуменник – из четырех ему удались три, все разные).
Марк – это сегодня любимец публики среди любимцев. Его популярность взметнулась как раз на прошлом Кубке. Но сезон он начинал без особых заявок. Просто поехал на один из турниров подтверждать для России третью квоту на Олимпийские игры. Заработал. Потом – «просто» выиграл чемпионат России. Затем – чемпионат Европы. А дальше взрывался на командном турнире Пекина, когда вся страна буквально молилась на Марка, не дрогнувшего и внесшего свои баллы в олимпийское золото. Ничего так взлет у парня! Не карьеры даже, судьбы.
И Саранск он вновь удивил. Сначала – в личном прыжковом турнире, показав уникальный каскад из двух четверных прыжков. Затем – в короткой программе, чисто исполнив сложнейший лутц. А потом и в произвольной программе – повторил новый лутц и исполнил еще три прыжка в четыре оборота.
А что сказал после программы? «Я хотел исполнить пять четверных. Должен был быть еще риттбергер, но после лутца я понял, что не смогу». Но тут же пообещал: в будущем на соревнованиях буду пытаться делать пять, потому что с таким контентом уже можно соперничать на любом уровне.