…И день этот, когда одиночницы боролись на чемпионате России, мы прожили. И пережили. Как сказала Саша Трусова, живем в эту секунду, задумываться об Олимпийских играх рано. «Мы будем готовиться к чемпионату Европы». Кто именно будет готовиться – назовет тренерский совет, который состоится в Санкт-Петербурге в воскресенье.
То, что устроила в зале родного города Елизавета Туктамышева – повод для нашей общей гордости. Лиза ведь знала в теории, что проиграет. Но фигурное катание – это практика. И тут, даже после ошибок в короткой программе, даже с меньшей технической базой, чем у конкуренток, нужно было бороться до последней возможности. Да-да, на льду всегда работают те самые слова Мишина: «Это жизнь, от ошибок никто не застрахован».
Накануне Лиза говорила, что хотела бы вспоминать этот день произвольной программы без сожалений. Ей это не просто удалось: шквал любви, который обрушился на фигуристку после проката, был феноменальным. И похож на неистовство трибун на Олимпийских играх.
«Я хотела подмигнуть судьям, но сдержала себя, оставила это на потом». Это – Туктамышева во всей красе. Четырнадцатый для нее чемпионат России, только что отметила 25-летие. Впервые выступила на национальном чемпионате в 11 лет и заняла 10-е место. Выигрывала потом только один раз: в сезоне-2012/13.
Лиза сделала в произвольной программе почти все, что могла. И ее любимый аксель в три с половиной оборота, который почему-то решил подвести в первый день соревнований, покорился ей на этот раз дважды (на одном – недокрут).
А Александра Трусова, основная конкурентка Лизы после короткой программы, готовила свое оружие. Сначала Трусова исполнила четверной флип, потом – и можно было падать вместе с ней – упала с четверного тулупа. А во второй половине произвольной программы отчеканила два каскада – четверной лутц – ойлер – тройной сальхов и лутц в четыре оборота и тройной тулуп.
Саша скажет, что начала восстанавливать форму после травмы ноги – на лед не выходила три недели – чуть больше месяца назад. Какое-то время только каталась, потом начала прыгать. И вышла на чемпионат России «совсем не в лучшей форме». Результатом довольна, но надеется, что до чемпионата Европы произойдут изменения в лучшую сторону. Продолжит работу над тройным акселем (с которого упала в короткой программе).
Аня Щербакова завоевала "бронзу" чемпионата России. Она упала с четверного флипа в начале программы, единственного элемента ультра-си. Да, на стартах сезона мы видели другую Аню – более убедительную. И жаль, что не самый лучший прокат пришелся на чемпионат России. Но программа даже без сорванного четверного – дорогая по баллам, а компоненты у Ани всегда высокие.
Сама Щербакова сказала, что, конечно, недовольна произвольной программой. И тут же озвучила план работы на тренировках: максимально посвятит время тренировке четверных прыжков, чтобы выкатывать сложный набор. «Когда мы начинали прыгать четверные, это казалось чем-то невероятным, сейчас – вошло в норму. Хочется соответствовать этому».
Камила Валиева после безоговорочной победы, оторвавшись от всех на безумные баллы (283,48 балла, Трусова – 248,65, Щербакова – 239,56, Туктамышева – 224,40 балла), насмешила всех после окончания соревнований: «Не сказала бы, что я прямо в наилучшей форме, по ощущениям – я между хорошей и средней формой».
Имела в виду то, что сделала максимум, но всегда есть ориентир, к которому можно стремиться. А если смотреть по тренировкам, то может лучше. «К этому и буду стремиться».
Три четверных прыжка и тройной аксель. Это сумасшедший набор ультра-си, который не просто заявлен, а выполнен. И не просто выполнен, а высочайшим образом. Знаменитая юниорская программа Камилы «Девочка на шаре» словно задала направление ее судьбе на льду. В выступлениях Валиевой нет острых углов, о которые можно удариться взглядом. Техника в оболочке искусства. Шар совершенства. И шок.
Опешившее состояние – это то, что вызывает Камила Валиева. Оглушает сначала прокатами, потом – словно добивают словами. Лаконично. И – буднично. И ей все равно, какой выходить на лед: первой – как в короткой программе, или последней – как в произвольной.
А когда чемпионки из группы Этери Тутберидзе дают обещания, то не хватают их из воздуха. И не бегут за словами «покрасивше» на пресс-конференциях. Они знают им цену. Обещания – это осознание собственных сил, подкрепленное фактами.
Это были битвы взрослых фигуристок на чемпионате России. Чемпионате страны, который просто не может даже присниться кому-то из конкурентов.
Но к чемпионату были допущены и юниорки. И они уже в следующем сезоне начнут устанавливать и свои ориентиры тоже.
14-летняя Аделия Петросян впервые в истории женского одиночного катания исполнила два четверных риттбергера в программе. Снова рекорд из «Хрустального». И все это – как-то так просто: и визуально, и со слов самой Аделии. Говорит: два четверных риттбергера удались, я, мол, рада, а теперь буду готовиться к чемпионату России среди юниоров. «У меня было волнение, потому что это взрослый чемпионат России. Старалась соответствовать».
Софья Самоделкина (тоже 14-летняя спортсменка) из группы тренера Сергея Давыдова исполнила три четверных прыжка. Ух, дала жару. Знаете, что сказала? «Выступала после Саши, болела за нее, за Аню и Камилу, а о себе не думала. Рада, что девочки отобрались на Олимпиаду. За них болела больше, чем за себя».
Два тройных акселя показала в программе 15-летняя Софья Муравьева из школы Евгения Плющенко. Поразила его исполнением еще во время короткой программы.
Нужны ли были юниорки на этом чемпионате? На страстном и жестком, чтобы не сказать жестоком, отборочном чемпионате они, конечно, накаляли градус еще больше. Да, это наша традиция – обкатывать тех, кто завтра выйдет на взрослый лед. Но женское одиночное катание в России идет тем путем, которым никто не ходил.
«К четверным прыжкам они относятся по-другому, для юниорок это норма, а для нас это было что-то новое», – сказала Саша Трусова, говоря о конкуренции, как о пути движения вперед. И это – правда, именно конкуренция выталкивает вперед сильнейших, безжалостно выдавливая тех, кто отстал. Но отбор на Олимпийские игры случается раз в четыре года. И совсем не секрет, что нашим лидерам выступать на международной арене проще, чем дома: выяснять отношения там могут только три фигуристки России. Слишком крутая интрига была у чемпионата России перед главными стартами сезона в женском одиночном. Не хочется, чтобы прозвучало грубо, но лично мне на этот раз юниорки даже «мешали».
Но, конечно, вопрос не в восприятии – кто-то, наверное, жаждал увидеть их в сравнении с взрослыми. Думается, уровень юниорского катания у нас в стране сейчас таков, что девочкам не нужно привыкать к борьбе, а сравнения пусть начинаются, когда и положено. Все же, когда появлялись на национальных чемпионатах Лиза Туктамышева или Аделина Сотникова, они были исключением. Как и нынешние звезды. Теперь не так.
«Надо соответствовать». Эти слова, не раз прозвучавшие и в Питере как от взрослых, так и юниорок – не случайность. Наше женское катание без остановки ставит себе новые цели. И началось это не с отбора на Олимпийские игры. Запредельный для всех школ мира уровень становится в России нормой. Теперь исключение – когда заставляющая говорить о себе юниорка не исполняет элементы ультра-си.