После короткой программы, показанной одиночниками на этапе Гран-при в Турине – Михаил Коляда на четвертом месте, Петр Гуменник и Дмитрий Алиев вообще замкнули десятку – негативные оценки просто взрывали информационное пространство. Но в итоге Коляду опередил только Юма Кагияма, правда, Гуменник и Алиев остались примерно там, где и были. К слову, Миша ни разу в своей карьере этап Гран-при не выигрывал. Хотя Турин японец виделся как раз тем местом, где это могло произойти.
Коляде досталось больше всех критики. Но пнуть Мишу за допущенные ошибки – это не национальная забава. Это буквально, пусть и пафосно прозвучит, национальная уже жажда: увидеть два чистых проката в исполнении потрясающего фигуриста.
Почему-то никогда не успокаивают провалы соперников. Например, уже в этом сезоне не без греха неудач оказался долгое время не проигрывающий Нэйтан Чен, хотя и быстро вернул себя в лидеры. Или показал, как умеет улетать в таблице чемпионата мира за пределы допустимого Винсент Чжоу, аж не отобрался в произвольную программу, хотя в этом сезоне рвется вперед. Или тот же Цзинь Боян, лидировавший в Турине, но ставший лишь седьмым после провального проката произвольной программы, в которой сорвал не только три четверных, но и два тройных акселя. Или яркий француз Кевин Эймоз: упасть в короткой программе со всех прыжковых элементов – это шок, а с произвольной в Лас-Вегасе фигурист просто снялся.
Мне вообще очень нравится выражение «включить Коляду». Я сейчас не о комментаторских словах Алексея Ягудина, сказанных после падения Михаила с четверного тулупа в короткой программе. Эмоции олимпийского чемпиона абсолютно понятны: Ягудин (и его комментаторская ценность как раз в этом) соединяет знания фигурного катания изнутри с живой реакцией, следующей за одной из главных составляющих спорта: «здесь и сейчас»,
Да, «включить Коляду» можно по-разному. Ягудин на сей раз употребил выражение в негативном ключе: допустить срыв отработанных элементов (в Турине это был тулуп в четыре оборота) или ненавистные «бабочки», вылетающие, как символ отказа от борьбы. Но тот же комментатор раньше применял эти слова и в восторге: слиться с музыкой, заставить следить за каждым движением, погрузить и погрузиться самому в мир, созданный искусством конька и души.
Враг ли Михаил себе, что сознательно использует первый вариант? Ответ очевиден, можно не вопрошать. Идет работа, в которой еще не все получается. Тренер Алексей Мишин после этапа в Турине сказал: «Если бы Миша чище сделал хотя бы один прыжок в произвольной, то был бы первым». И еще сказал – вижу недостатки, над которыми надо работать. Мог и не говорить, тоже очевидно. Но это – для особенно непонятливых.
Сам же Коляда сказал в Турине: «Тренер считает, что мы двигаемся правильной дорогой, и я ему верю». И уже через два дня после этапа Гран-при в Турине Михаил будет выступать на турнире в Австрии, который пройдет в Граце 10–14 ноября.
Последнее время весьма моден посыл: фигурист – публичный человек, поэтому должен вести себя всегда образцово-показательно. Должен отвечать на все вопросы, не увиливать, быть готовым сделать это в любом месте и любое время, не реагировать на хейт. А еще он должен не позориться на старте. Любом. Последнее означает, например, не срывать прыжки – в короткой программе уж точно, показать свой максимум.
В показе максимума всегда и везде есть жесткая логика спорта. Фигурист должен проявлять профессионализм. Но ведь его должны проявить и болельщики, и комментаторы: пока все же идут этапы коммерческой серии Гран-при. И именно тут можно накатать программы в соревновательных условиях. И – да, пока еще позволительно, а может, и необходимо, но явно не позорно, совершить ошибки, чтобы не повторить их на главных стартах. Там, где нужен будет пик формы. Где нужно будет «включить Коляду» только в одном понимании.
Будет ли этот пик? Доберется не каждый. Но каждый пройдет тот путь, который ему уготован. Как сможет. Да, Коляде с его талантом катальщика ошибки прощать трудно, та самая жажда нам не дает это делать. Но и не замечать его личную жажду тоже нельзя: ведь не уходит фигурист в шоу, где мог бы блистать без напряга, а проживает соревновательные программы, разучивает элементы, бьется…
А одиночники вообще стабильностью на подготовительных этапах к главным стартам не блещут, не только наши – все. Позорят ли они себя этим? В конкретную минуту – да. Локальный крах. Но минута прошла, за ней идет следующая, и она – на опыте предыдущей, а не на расслабоне. В этом ведь и есть суть спорта – без падений не бывает взлетов, и т.д.
Непредсказуемость не хочется делать героиней всех спортивных сюжетов, но и она ведь – суть спорта. Если бы все было известно заранее… При одном этом предположении букмекеры должны просто затрястись и побелеть от страха.