В том, как надо играть нашей сборной, разбираются все. Любая бабушка у подъезда может вам точно сказать, как надо нашим ребятам действовать в защите и как атаковать. И чем Карпин лучше Черчесова, и наоборот. А все остальное, ну, может быть, еще за исключением матчей наших клубов в еврокубках, скучно. Кому охота разбираться, сколько клубов имеют профессиональный статус и сколько в них работает процентов трудоспособного населения страны? Или сколько получает детский тренер в Актюбинске? Это все неинтересно. Гораздо веселее смотреть, как в КВН, или «Смехопанораме», или ТикТоке (зависит от вашего возраста) высмеивают сборную, ее тренера и ее футболистов. Наших с вами футболистов.
Все остальное скучно. Мало кто понимает, чем именно занимается Российский футбольный союз и куда тратятся огромные даже по меркам наших госмонополий деньги. В сентябре и октябре выиграла сборная пять матчей, занимает первое место в отборочной группе чемпионата мира в Катаре, который состоится в 2022 году, и хорошо. Значит, все идет как надо. По плану. А футбольный союз как будто в стороне. Его особо не видно и не слышно. И даже пресловутые «уроки футбола», и перформанс «Наши парни», тоже, кстати, стоящий немало, широкой общественности абсолютно неизвестны. Как и все остальные дела РФС за последние три года.
Почему так происходит, если РФС, все остальные футбольные организации, клубы и болельщики постоянно твердят нам, что футбол — спорт номер один? Откуда такая скрытность? Или, может быть, и показывать-то нечего?
● ● ●
Удивительно, как быстро испарились вся гордость, все воодушевление и все ощущение значимости футбола, переполнявшие нас после самого успешного за последние десятилетия (во всяком случае, так нас в этом убеждали) чемпионата мира 2018 года, прошедшего в России. Здесь мы, кстати, схожи с французами. Не так давно пришлось читать в одном из ведущих общеполитических изданий Пятой республики, что никаких дивидендов от чемпионства 2018 года французский футбол так и не получил. В особенности от продажи телеправ на национальный чемпионат. И виновато в этом, по мнению французских журналистов, руководство национальной федерации футбола и первой профессиональной лиги страны. Потому что именно они отвечают за развитие своего спорта. А не главный тренер и игроки национальной команды.
Для российской сборной чемпионат мира 2018 года тоже можно признать успешным. Мы и правда прыгнули выше головы. Но самое главное, что было построено десять новых, отвечающих самым последним требованиям комфорта и безопасности стадионов, существенно улучшилась транспортная инфраструктура в городах — хозяевах матчей турниров. И после его завершения как грибы после дождя открывались новые футбольные школы, а конкурс в уже существующие превышал все мыслимые возможности. Все хотели быть «дзюбами» и носить «усы надежды». Детская футбольная лига даже «Дзюбиаду» провела.
А затем было неудачное выступление на чемпионате Европы 2020 года. После чего PR-департамент, или что там у них, футбольного союза самоустранился от своих прямых обязанностей — участия в организации и проведении пресс-конференций руководства РФС и сборной. Это ведь не об успехах рапортовать. Точно так же они бросили на ступеньках футбольного союза и нашу гордость, легенду и патриарха Никиту Павловича Симоняна, которому 30 июня 2021 года пришлось в одиночку отчитываться об итогах Технического комитета РФС, на котором разбирали работу Черчесова.
«На амбразуру под расстрел журналистов выпускают Симоняна… Где люди вокруг Симоняна из РФС, которые за всё бы ответили? Все в норки спрятались. По факту Симонян — первое лицо от РФС, которое полноценно отвечает за провал… ФУ!!!» — написал в тот день в своем телеграм-канале спортивный журналист Грант Гетадарян.
Конечно, потом, 8 июля, когда окончательно сняли Черчесова, были комментарии от президента РФС Александра Дюкова и министра спорта Олега Матыцина. Но никакого серьезного, профессионального анализа, или разбора, или хотя бы общих выводов причин неудачи сборной мы так и не услышали.
А может быть, их просто некому делать?
● ● ●
Примечательно, что нынешний президент РФС Александр Дюков был выбран на свой пост как раз после «самого успешного» чемпионата мира — 22 февраля 2019 года. И все происходящее в российском футболе за последние 2,5 года является его непосредственной ответственностью.
Так что же было сделано за это время? С одной стороны, не так уж и мало. Начали проводиться турниры Юношеской футбольной лиги, к настоящему моменту насчитывающей уже 4 дивизиона для игроков от 16 до 19 лет. Но многие ли про это слышали? А ведь игры ЮФЛ даже иногда и по телевизору показывают, не говоря об интернет-трансляциях матчей. Правда, их качество оставляет желать лучшего.
Еще РФС изменил формат розыгрыша Кубка России. И если раньше все клубы премьер-лиги стартовали с 1/16 турнира, то теперь несколько клубов, в том числе и «Зенит», играющих в еврокубках, начинают свою борьбу за «почетный» трофей, дающий право играть в Лиге Европы, с 1/8 турнира. А другие команды ФНЛ-2 (до 2021 года ПФЛ), ФНЛ-1 и РПЛ играют в «элитном групповом раунде». Вообще, новый формат розыгрыша Кубка довольно сложен для понимания многих футбольных специалистов. Не говоря уж о простых любителях футбола. И эта система вызывала много критики у руководителей клубов премьер-лиги, традиционно занимающих места с 7-го по 16-е. Но РФС, если можно так выразиться, продавил новый формат. Аргументируя это в том числе тем, что клубы, играющие в еврокубках, проводят слишком много матчей в осенние месяцы. И на матчи национального кубка зачастую выставляют дублирующие или молодежные составы. А теперь они вдруг начнут в турнире, не имеющем для них спортивной мотивации, основными составами играть? В турнире, который и по телевизору даже не показывают, а только в основном в интернете. Интересная логика.
Еще под руководством Александра Валерьевича Дюкова началась реформа подготовки спортивного резерва, стартовали комплексные программы «Наша смена» по созданию в России сети детских и региональных центров подготовки футболистов, «Футбол в школе», предполагающая внедрение в школьное расписание уроков футбола, развивается единая система соревнований для детей. По его же инициативе создана Академия РФС, в которой проводится обучение тренеров и представителей других футбольных специальностей. Еще массово подписываются соглашения с регионами о развитии футбола.
Где-то про подобные проекты мы уже слышали. И про внедрение уроков футбола, и про всероссийские и всесоюзные соревнования для детей. Да и идея Академии РФС не нова. Кто же занимается всеми этими, безусловно, важными делами?
Как говорят люди, знакомые с ситуацией, штат РФС с момента прихода Дюкова существенно вырос. И для решения задач, которые раньше выполнял один человек, сейчас создаются отделы. В которых на зарплату вновь набранных сотрудников уходит до трети бюджета футбольного союза. Но эти данные, как принято у нас в последнее время, — одна из самых охраняемых тайн.
Александр Валерьевич является руководителем огромной корпорации «Газпром Нефть», занимая посты председателя правления и генерального директора. Эта работа, возможно, отнимает большую часть его времени. Поэтому делами футбольного союза занимаются другие люди.
К слову, многие, с кем удавалось побеседовать за последние пару лет, искренне считают Дюкова авторитетом с огромным политическим весом. А еще он искренне любит футбол и делает все возможное для повышения его зрелищности. И это является чистой правдой. Но он — человек «системы государственных монополий». И в такую же точно монополию превращается Российский футбольный союз. Начиная от службы закупок, которой руководит бывший сотрудник «Газпрома» Арсений Замятин. И заканчивая окончательно сформировавшейся внутрикорпоративной системой профессиональных футбольных лиг ФНЛ-2 — ФНЛ-1 — РПЛ, окончательно перешедшей после отставки Прядкина с поста президента премьер-лиги и назначения на его место Ашота Хачатурянца, главы судейского комитета РФС, под контроль руководства РФС. К слову, Федерацией футбола Московской области тоже руководит вице-президент РФС Денис Соловьев, сменивший 14 мая 2021 года на этом посту Игоря Ефремова.
Конечно, 2,5 года не такой уж большой срок. Но и немалый. Предыдущие президенты РФС вошли в историю и запомнились нам делами поистине государственного масштаба. К которым можно относиться по-разному, можно даже вообще считать, что они не пошли на пользу нашему футболу. Но тем не менее. Виталий Мутко в 2001 году создал премьер-лигу, начал федеральные программы по внедрению футбола в вузы и строительству новых стадионов, укладке новых футбольных газонов. Сергей Фурсенко перевел футбол на систему «осень–весна» и взял всю ответственность за это решение на себя. Николай Толстых фактически реформировал всю систему работы футбольных агентов.
● ● ●
Так кто же руководит футбольным союзом? И кому доверено вершить не менее великие дела?
До последнего времени это, вполне вероятно, были четыре группировки: «старые» сотрудники РФС во главе с генеральным секретарем Александром Алаевым и входящими в исполком представителями регионального футбола, представители, если можно так выразиться, «Газпрома» и «Зенита» во главе с Максимом Митрофановым, представители профессионального футбола во главе с президентом РПЛ Сергеем Прядкиным и руководителями некоторых клубов, входящих в РПЛ, и представители «Новатэка», главного спонсора сборной, во главе с Денисом Соловьевым. Состав исполкома РФС опубликован на сайте РФС в открытом доступе. Теперь после ухода Прядкина количество основных игроков на поле футбольной власти скорее всего сократится до трех.
Можно предположить, что наличие таких мощных фигур, скорее всего, приведет к борьбе за власть. Что пойдет в ущерб развитию отечественного футбола. И приведет к дальнейшему ухудшению его позиций в Европе и мире. Фактически это уже происходит — примером является обсуждение возможных вариантов пресловутого лимита на легионеров. В который в конечном итоге был вынужден даже вмешаться Президент России, заявивший 10 сентября на заседании Совета при Президенте РФ по развитию физической культуры и спорта: «Вот футбол, я слышал в последнее время: давайте снимем количественные ограничения на участие иностранных спортсменов. Ну замечательно. Вам что, неизвестно, что с 1988 года сборная команда наша [по футболу] не играет на Олимпийских играх? Ну еще не будет 20 лет играть, если одни иностранцы у нас будут».
Раз уж глава государства вынужден вмешиваться в решение вопросов отдельно взятой спортивной структуры и целиком относящейся к ее компетенции, то, может быть, этой структуре нужен такой руководитель, который будет заниматься только ее делами? Не отвлекаясь на управление еще более крупной и более государственно значимой компанией.