Скандальное увольнение произошло из-за того, что Кентаро Кобаяси в своем шоу неудачно пошутил на тему Холокоста. Со своим партнером по комик-дуэту Кобаяси устроил пародию на популярную образовательную телепрограмму: шутники как будто обсуждали идеи для шоу, используя вырезанные из бумаги человеческие фигуры. Вот тогда-то и прозвучала фраза про резню и евреев.
Шутить над миллионами жертв нацистского террора подло. С этим не поспоришь. Особенно на Западе, где расцветает Cancel Culture, «культура отмены», где и за меньшие прегрешения известные персоны огребают по полной программе, лишаясь должностей, контрактов и общественного уважения.
Вызывает недоумение другое: «шуточка» прозвучала без малого четверть века назад, в 1998 году. И что, никто до олимпийского «дедлайна» об этом не знал? Ролик-то по телевизору показывали. Тогда надо было раньше как-то реагировать, а не ждать до «часа икс», когда у всех нервы ни к черту...
Кентаро Кобаяси поспешил публично извиниться, покаявшись в том, что, будучи молодым комиком, искал «дешевого смеха», но быстро понял, что виноват и ошибся в выборе слов. Несмотря на то что у него нашлись защитники, которые рассказывали, что актер никогда не выступал за дискриминацию и всегда был внимателен к меньшинствам, профессионального весельчака «попросили» уйти.
Правда, власти решили, что, несмотря на изгнание режиссера, церемония должна пойти по плану.
Кобаяси прогнали вскоре после того, как уволился композитор олимпийского шоу Кеиго Оямада — и тоже за события давно минувших дней. Ему опять-таки внезапно, в преддверии Олимпиады, припомнили, как в школьные годы он издевался над однокашниками-инвалидами. И то, что пишут про любимца муз, действительно мерзко. Но ведь Оямада еще в 1990-х годах весело рассказывал журналам, как запер одноклассника в картонной коробке и заставлял мальчика с умственными недостатками есть свои фекалии и мастурбировать на глазах у других детей.
И тут снова возникает вопрос: можно ли было как-то заранее разобраться с морально-этическим обликом композитора и надо ли было ждать чуть ли не до самого дня начала Олимпиады, чтобы подкинуть малоприятной субстанции на вентилятор, дующий в сторону и без того пострадавших Игр? Как бы то ни было, пришлось музыкальные сочинения бывшего школьного сатрапа из церемонии открытия выбрасывать и искать им замену.
Еще до того, в марте, сняли с должности креативного директора Хироси Сасаки: он сравнил со свиньей крупногабаритную шоувумен-веселушку Наоми Ватанабэ, предложив, чтобы она спустилась на олимпийских торжествах в образе «Olympig» (то есть «Олимпсвиньи»).
В феврале же в отставку был отправлен с поста главы оргкомитета токийской Олимпиады 83-летний бывший японский премьер-министр Ёсиро Мори за свои «сексистские» замечания о женщинах, которые, по мнению политика, слишком много болтают и постоянно соперничают между собой, поэтому совещания с их участием длятся чересчур долго.
Но все эти скандальные отставки — ерунда, семечки перед лицом главной засады, в которую попала токийская Олимпиада. Пандемия коронавируса сделала то, что после двух мировых войн казалось немыслимым в нашем мире, — сдвинула с полагавшегося по графику 2020-го Игры на целый год.
И тут понеслось: сначала закрыли въезд для иностранных болельщиков. А потом запретили присутствие на трибунах и японских зрителей.
А там и всемирно известный японский концерн решил отказаться от связанной с Олимпиадой рекламы — как говорят, из опасений вреда для своей репутации.
Вдобавок еще и далеко не все жители Японии прыгают от восторга, что в их стране проводятся олимпийские состязания, — по крайней мере, один из недавних опросов показал, что около 55% японцев выступают против проведения Игр, считая, что они могут стать суперраспространителем коронавируса.
А ведь как все начиналось-то хорошо с токийской Олимпиадой! Мне посчастливилось пару лет назад побывать на строящихся спортивных объектах в японской столице, увидеть тренировки спецназа по обеспечению безопасности Игр. Я помню виденные в японских министерствах и ведомствах емкости для сбора отработавших свое электронных гаджетов, из которых решено было извлечь драгметаллы для изготовления олимпийских медалей. Казалось, все достижения японского прогресса, вся энергия и сознательность жителей Страны восходящего солнца сделают токийскую Олимпиаду-2020 незабываемым зрелищем. И самой большой проблемой тогда казалась знойная погода: каково-то будет атлетам при июльской густой жаре состязаться, и не будут ли падать в обмороки от тепловых ударов болельщики...
Но прилетел на черном лебеде COVID-19 — и опасения насчет токийского зноя как-то улетучились. Зато все пошло через пень-колоду: годичная отсрочка, постоянные слухи о возможной отмене Игр и скандал за скандалом. И в итоге мы получили «Олимпиаду минус». Минус зрители, минус иностранные гости и, увы, минус российский флаг (впрочем, это совсем другая история)...
Но все это не повод для злорадства — наоборот, хочется пожелать и устроителям токийских Игр, и спортсменам (особенно, конечно, нашим!) большой удачи. Ну а нам — увлекательного зрелища. В конце концов, надо хоть иногда вспоминать, что спорт — это не только скандал. Это еще и мир.