— Идея написать об этом великом спорте, скажу больше того — необычайном явлении на нашей планете, пришла в голову, когда был в командировке в Санкт-Петербурге перед Евро. Подумал еще: «Погода прекрасная, и футбол впереди. И хорошо бы съездить на матчи».
— Съездили?
— Нет, хотя меня приглашали частные лица — друзья. А вот из футбола никто не вспомнил, что я этому виду спорта с 82-го посвящаю свои силы и годы жизни. Не позвали. А впрочем, и в Москве дела были: в клинике было чем заняться.
— Не просто посвятили годы жизни футболу, а были врачом сборной СССР и России...
— Был, да. Вот сейчас вспоминаю, что за четыре года — с 1986-го по 1988-й, и потом, с 1990-го по 1992-й, — у команды было более 100 игр, из которых около 80 — только победные, а остальные — ничьи. Но как только сборная проиграла одну игру, Анатолия Бышовца тут же сняли. Проиграли шотландцам 0:3 на Евро-1992. Я тогда перенес тот вылет с чемпионата очень тяжело, и сейчас, как мне показалось, чувства были такие же, хотя к сборной уже имею опосредованное отношение.
— Думали, что не вылетят так рано?
— Знал, что Бельгии, конечно, проиграем. Но две последующие игры будут за нашей командой. Особенно болезненно, что датчанам проиграли именно так. Причем игру-то показывали неплохую, но заметно было, что плохая концентрация у ребят. Потом все стали на психологию ссылаться. А я еще в начале 90-х говорил, как важна психология. Я много раз рассказывал, что Бышовец всегда, зачастую в ущерб себе, выделял мне самый большой номер в гостинице. Потому что футболисты любили у меня собираться. Он говорил, что если они в быту будут вместе, то и на поле будут. И они были вместе! Набивались в номер порой по 20–25 человек — анекдоты рассказывали, хохотали, пели песни под гитару. А сейчас вижу, что сразу после матча или тренировки команда разбегается, у всех своя коалиция. Но это с детства надо внедрять... Так что Черчесов (кстати, когда я был врачом сборной и он играл за СССР и Россию, я его называл только Стасиком) просто пожинал то, что было посеяно до него. Думаю, тут ни Феола, ни Фергюсон, ни Лобановский, ни сам Константин Иванович Бесков не сдюжили бы.
— После того как сборная России покинула чемпионат Европы, за кого болеть начали?
— Сначала за Украину, и я почувствовал, что силы у них были противостоять даже Англии. Но, как мне кажется, сказался мандраж. Ну а потом за Италию.
— Мы ведь с вами про песню начали... Долго вы над ней работали?
— Первые строчки у меня родились буквально за полминуты. Ну а потом потратил дня три-четыре, ну максимум — неделю. Вот у меня тут все на разных листочках, вперемешку.
— А музыка тоже ваша?
— Конечно, она несложная, можно сказать, «народная», к тому же я обожаю Владимира Семеновича Высоцкого и часто играю в его стиле. Гитару мне, кстати, Александр Розенбаум подарил еще в 2002 году. Он ведь тоже врач, на «скорой помощи» работал.
— На самом деле про вашу любовь к музыке, про ваши песни легенды ходят.
— Да, пою, играю, люблю все это. Мы с моей женой Ириной в 2019 году даже заняли первое место в конкурсе «Врачи поют». Пели песню «Вечность», которую тоже я написал в 1972 году.
— Ваша супруга ведь тоже врач?
— Да, очень известный гинеколог-эндокринолог, репродуктолог Ирина Семеновна Орджоникидзе.
— Вы свои песни в сборники не объединяли?
— Думаю, что займусь этим, сниму студию и запишу. Все-таки есть разница в записи песни на диктофон телефона и в студийной.
— Ну, пока студийной записи нет, мы хоть слова опубликуем...
— Ладно, слушайте:
Футбол — это счастье! Футбол — это жизнь!
Футбол — Ватикан в Ватикане.
Футбол — это Мекка и это буддизм.
Футбол — это звезд мирозданье.
Футбол — православие, иудаизм.
Футбол — это звезд мирозданье.
Футбол — это вера в удачу всегда.
Это вечный поход за победой.
Футбол — это Месси, Роналду, Зидан,
Стрельцов, Симонян, Игорь Нетто.
Футбол — это Месси, Роналду, Зидан,
Стрельцов, Симонян, Игорь Нетто
Футбол — «Барселона», «Реал» и «Спартак»,
«Зенит», ЦСКА и «Динамо».
Футбол — это реющий над трибунами флаг,
«Уэмбли» и «Маракана».
Футбол — это реющий над трибунами флаг,
«Камп Ноу» и «Маракана».
В футболе нет наций, футбол — без границ.
Там лишь братья по крови нынче.
Футбол отторгает пошлый расизм,
Там правят Пеле и Гарринча.
Футбол отторгает пошлый расизм,
Там правят Пеле и Гарринча.
Там Марадона, Кипиани и Бест,
Бобров, Черенков, Ди Стефано.
И, наверное, не перечесть
Великих имен каравана.
И, наверное, не перечесть
Звездных имен каравана.
Футбол — это праздник! Фейерверк на века!
Он родился в созвездьях Вселенной.
И пришел к нам, уверен, наверняка
Для спасенья Земли нашей бренной.
И ниспослан, уверен, наверняка
Для спасенья Земли нашей бренной.
Июнь 2021