Родом из уральского Златоуста, он считает себя приверженцем земляков, которые издревле составляли оплот России. Эксперты охарактеризовали особый шахматный стиль игры Анатолия Карпова. Он не стремился сломить волю соперника. Напротив, давал ему возможность насладиться игрой в свое удовольствие, чтобы противник не заметил, как ход за ходом ему все труднее принимать решения.
В арсенале Карпова — выверенный дебют, искусство маневра и множество ловушек, в которые обязательно попадется игрок. Ему абсолютно все равно, какую позицию играть, простую или сложную. Важнее — победить.
Итак, шахматист и политик, миротворец и педагог, эколог и депутат Госдумы РФ, известнейший филателист и писатель, создатель почти полусотни шахматных школ по всему миру и учредитель личных стипендий одаренным детям.
Обладая множеством званий и заслуг, Карпов прост и человечен в общении. И благородство этой простоты — в любимой фразе Карпова:
«Готовность платить за все,
что совершил, — важнейший показатель состояния души»
— Начну с шахмат. Анатолий Евгеньевич, если бы тот знаменитый скандальный матч за звание чемпиона мира с Каспаровым не прервали при счете в вашу пользу 5:3 и вы бы его выиграли, смог бы Каспаров оправиться от поражения и стать чемпионом мира?
— Никогда!
— И, возможно, он не стал бы эмигрантом и ярым противником России?
— Противником он был всегда, с самого начала, на это закрывали глаза. Но свою суть он ярко проявил только потому, что стал чемпионом мира и к нему было привлечено внимание.
— Вы выиграли в том матче 5 партий подряд, и его прервали. Это было беспрецедентный случай!
— Естественно. У нас в то время был безобразный спортивный руководитель — Марат Грамов, при котором были допущены подобные грубые нарушения. Такая ситуация стала возможной благодаря вмешательству на самом высоком уровне. В одном из последних интервью Гейдар Алиев (в 1985-м, когда проходил матч, он был первым заместителем председателя Совета министров СССР) признался, что вмешался один раз и очень об этом сожалеет. Тогда «доброжелатели» подъехали на кривой козе к главе Международной шахматной федерации Кампоманесу с таких позиций, что соперники измотаны и неизвестно, чем это напряжение обернется. А результат борьбы — важен для истории (как известно, матч был перенесен почти на год, в результате Гарри Каспаров выиграл и стал чемпионом мира – С.П.).
Конечно, за 4 с половиной месяца нашего поединка накопилась огромная усталость, именно этот момент и использовали как повод к остановке игры. Еще была дополнительная причина: тогдашний руководитель страны Черненко перенес клиническую смерть. А мы играли в Колонном зале, который мог понадобиться для подготовки траурной церемонии, а это — расходы. В данном случае их на себя брали организаторы матча.
Но мы могли продолжить игру и в другом месте. К слову, к нашим матчам с Каспаровым интерес был огромный. Жизнь показала, что самый большой призовой фонд в истории шахмат был на матче Карпов — Каспаров, который мы играли в Нью-Йорке и Лионе — 3,2 млн долларов. С тех пор покупательная способность доллара упала раз в 10.
— Почему Алиев тогда сделал ставку на Каспарова?
— Потому что Каспаров из Баку, Гейдар Алиев его поддерживал с детства. Каспаров как шахматист стал получать зарплату, и достаточно высокую (выше зарплаты инженера), лет с 8–9. Азербайджан оплачивал все расходы на его подготовку, тренировки. Алиев потом сожалел об этом, потому что Каспаров начал наезжать на Азербайджан. Он и сейчас везде говорит, что несчастен, потому что родился в этой безобразной стране.
* * *
Люди так и писали в назначении платежа: «Лучше в фонд мира,
чем в фонд войны»
— Вы не один десяток лет возглавляете Международную ассоциацию фондов мира, которую в прошлом году переименовали в Советский фонд мира. Миссия этой организации?
— Мы — старейшая общественная организация. Корни ее создания уходят в апрель 1961 года. Она была основана через две недели после полета в космос Юрия Гагарина и называлась Советский фонд мира. Его деятельность велась на денежные пожертвования граждан страны: сюда перечисляли средства, например гонорары за книги, как известные деятели, так и простые люди — кто сколько хотел и мог из своей зарплаты. Даже старушки считали благородным делом внести свою лепту в дело мира — перечислить копеечку. Они так и писали в назначении платежа: «Лучше в фонд мира, чем в фонд войны». После развала СССР мы выстояли, сменилось лишь название, и вот в прошлом году ассоциация по инициативе наших региональных представителей вернула свое историческое название — сегодня это вновь Советский фонд мира. Менялось время, руководители страны, но не суть наших дел — сохранение мира и безопасности и, конечно, благотворительность.
— Об этой деятельности практически не слышно в прессе, не видно по телевидению.
— Мы такой задачи и не ставим. Нужно дело делать! В 90-е мы занимались соцпрограммами помощи бывшим воинам-афганцам: финансировали создание новой технологической линии по изготовлению протезов в Институте имени Семашко. Ребята ведь приходили с афганской войны кто без ноги, кто без руки. Мы построили для них несколько оздоровительных центров в Волгоградской и Одесской областях. Сегодня фонд отправляет на лечение в санатории России и за рубеж сирот из стран СНГ, помогает беженцам, переселенцам. Мы объединяем друзей России, формируем положительный образ всего русского за рубежом. К слову, наша организация имеет высший консультативный статус при ООН и международное признание. ООН присвоило фонду звание «Посланец мира». Я имею право от своей организации подавать заявки и проводить мероприятия на площадках в Женеве, Вене, Нью-Йорке, Париже. После развала СССР нам было очень трудно. Самые страшные потери у нас были, когда прошли гайдаровские реформы. Крупные компании стали создавать свои карманные благотворительные фонды. Полученные средства они тратили как хотели. Результат: люди запутались окончательно, в каком фонде помогают, вершат реальные дела, а где — вешают лапшу, имитируя деятельность. И я горжусь, что за эти почти 40 лет руководства фондом каждая собранная копейка была потрачена по назначению на благородные цели.
* * *
«Мы ощущали, что в любой момент к машине
прикрепят мину-магнитку»
— Вам никогда не было страшно в зоне конфликтов?
— Ну что вы! Я ведь был послом ЮНИСЕФ, послом доброй воли. Когда закончилась война между Сербией и Боснией, я пулей туда рванул. От Белграда ехал через границу, охраняемую «голубыми касками» ООН, в боснийскую столицу Сараево. Чувствую уже на месте — недружелюбность, я же приехал из «вражеского» Белграда. А в Сараеве с 1975 года действовал шахматный клуб моего имени, где была запланирована встреча с шахматистами. Но власти, считая меня союзником сербов, запретили мне выдавать шахматы, чтобы я провел соревнования с детьми.
Ситуацию спасли руководитель клуба и судья соревнований, которого я лично хорошо знал. Они принесли свои личные шахматы, и мероприятие состоялось.
Потом мы поехали в столицу сербской части Боснии — Баня-Луку. Это одна из шахматных столиц мира. Здесь, кстати, Каспаров стал в турнире гроссмейстером. Мне тогда казалось, что я попал в какой-то военный фильм! Туда заходили миротворцы. Так вот, я ехал в гражданском автомобиле, а рядом танки, бронетранспортеры, военные машины.
Прибыли в гостиницу, где был заказан номер, а мне отказывают в заселении. Здесь на меня ополчились за то, что я приехал не из Белграда, а с вражеской, мусульманской стороны. На следующий день был запланирован еще один международный турнир в местном детском саду. Пришлось дозваниваться президенту сербской части Боснии. Еле уладили вопрос, заселили.
Тогда я понял, что фашиствующие силы везде одинаковы. Нормальных, здравомыслящих людей они не любят, поскольку находятся под гнетом своих замороченных идей. И вот уже на детском турнире происходит та же история — мне не дают шахматы. Но ведь организаторы сами распорядились о проведении матча. Я возмутился, шахматы выдали.
...Когда уже в Белграде мы вышли из машины, все вздохнули облегченно: «Кажется, не взорвали!». Все мы постоянно ощущали, что сербские или боснийские экстремисты в любой момент могли прикрепить к нашей машине мину-магнитку.
— Есть ли универсальный способ прекратить любые военные конфликты на земном шаре?
— Руководителям стран нужно научиться слышать и слушать друг друга. Военно-промышленным комплексам стран выгодна война. Они оказывают влияние на тех, кто управляет государствами. А миротворческие организации обязаны влиять на конфликтные ситуации, сохраняя баланс сил.
Сегодня американские представители регулярно напоминают миру, что это они являются инициаторами народной дипломатии. Но это неправда. Сама фраза «народная дипломатия» впервые прозвучала из уст нашего известного журналиста Генриха Боровика на двух конференциях Всемирного совета мира: в Праге и Софии в 1982 и 1983 годах. Он тогда предложил развивать «народную дипломатию», термин понравился мировому сообществу, его подхватили. Поэтому расставим точки над «i» — народная дипломатия исходит от наших людей. И по количеству обращений к нам можно сделать общий вывод — потребность в нашей миссии огромна.
— А ведь вы еще и писатель, открываете по всему миру школы, коллекционируете марки.
— У меня вышло больше ста книг, 5 из них — не по шахматам. Есть книга по миротворческим движениям. Одно интересное издание вышло в Люксембурге. В нем 5 авторов: среди них Михаил Горбачев (он писал о перестройке), Гельмут Коль (по объединению Германии), Маргарет Тэтчер и моя часть как лидера миротворческого движения. Еще вышла книга «Философия борьбы». Шахматы близки к различным видам деятельности: например, как вести переговоры, чтобы они прошли успешно. Как не успокаиваться, если есть кажущаяся договоренность. Ведь истинные намерения определяют последующие действия.
О школах тоже не скажешь в двух словах. Я открыл школы в 42 странах мира. Их число будет расти. Мое первое условие при их создании — обучение должно быть бесплатным! У меня нет сверхзадачи выпускать гроссмейстеров. Если человек прикоснется к шахматам, они научат его мыслить нестандартно.
А марки? Я так отдыхаю, переключаюсь, забываю о проблемах, насколько могу себе позволить. К 75-летию создания ООН в прошлом году посвятил выставку по филателии в здании МИД РФ. Это увлечение помогает развитию отношений между странами.
* * *
«Магнус Карлсен, конечно,
чемпион, но не смотрится выдающимся»
— Мы начинали с шахматной темы, давайте ею и закончим. Какие проблемы наблюдаются сегодня на мировой шахматной арене? Кто лидирует?
— Основная проблема в том, что на пьедесталах нет чемпионов — этаких шахматных глыб, подобных Алехину, Ласкеру, Капабланке. Например, уже десяток лет мы слышим имя шахматного лидера — Магнуса Карлсена. Он, конечно, настоящий действующий чемпион, но не смотрится выдающимся. Нельзя замыкаться только на шахматах. Еще Михаил Ботвинник говорил, что шахматист должен постоянно развиваться интеллектуально, в разных направлениях. Потому что специалист узкого профиля в конечном итоге уязвим. Сегодня в лидеры выходят китайцы, а причина их успеха проста. Именно они взяли все самое лучшее, на чем базировалась советская шахматная школа. Это прежде всего безупречная организация. В Пекине создан невероятный шахматный комплекс, в Шанхае — четырехэтажный шахматный дворец. Задолго до соревнований туда приезжают все участники и готовятся. Государство вкладывает в этот вид спорта большие деньги. Теперь, наверное, уже нам придется брать с них пример.
– Российский шахматист Ян Непомнящий в конце года сыграет матч с Магнусом Карлсеном. Как оцениваете его шансы?
— Яна знаю давно, мы общаемся. Он — талантливый шахматист и показывает игру, достойную чемпиона. Но задача у него очень сложная, потому что Карлсен — силен и до сих пор удерживает звание. У меня есть фотография, где Яну 8 лет. Он тогда был слушателем моей школы в Чернобыле и получал в ней стипендии. В то время молодым талантливым детям я учредил 10 стипендий: 6 — в шахматах и 4 — в музыке. Вместе с Дмитрием Лихачевым мы создавали программу «Новые имена». У нас были замечательные отношения. Он возглавлял Фонд культуры. Стипендии выплачивались 8 лет, думал, что мою инициативу подхватят. Но этого не случилось, хотя у нас есть состоятельные шахматисты. Никто не последовал примеру. Но есть и позитивные новости. Вы, наверное, слышали о соревнованиях «Белая ладья», родившихся в рамках молодежной организации. Так вот, уровень их настолько вырос, что 5 лет назад в образовательном центре «Сириус» в Сочи наш президент Путин открыл новое направление «Шахматы». Там же и проходят эти состязания.
Результатом нашей работы стало то, что первоочередной задачей сегодня в стране поставлено именно развитие школьного шахматного обучения. Помните пословицу: «Падишах, который не умеет играть в шахматы, не сможет управлять государством».