Золотые баллы Стокгольма уступили золотым баллам Алины Загитовой, победившей на чемпионате мира два года назад. А олимпийская чемпионка, как известно, элементы ультра-си не исполняла. Итоговые результаты таковы: Аня Щербакова – 233,17; Лиза Туктамышева – 220,46; Саша Трусова – 217,20. Алина Загитова на чемпионате мира–2019 получила 237,50 балла.
Что делать с этой цифрой? Надо ли чесать затылки? Или пандемийный год, поизмывавшись вволю, просто отдиктовал свое? Стоит ли спешить с выводами, что женское одиночное катание может отыграть в сложности назад? И что теперь, посчитав баллы и поразмыслив, претенденты на самые высокие награды будут делать ставки на чистейшие прокаты, исключающие рискованные четверные?
Вопросы эти не относятся, разумеется, к Саше Трусовой. Ее выступление с заложенными в одну программу четверными аж пять раз уже называют историческим. Возразить сложно – не было такого еще у одиночниц, а если и будет, то ожидать этого можно в ближайшее время опять-таки только от Саши.
Был ли такой контент программы выбран фигуристкой от безысходности – падение на 12-е место после короткой программы требовало неординарных действий? Или Трусова пошла бы на пять четверных в любом случае? Можно сколько угодно размышлять на эту тему и настаивать на своей версии, а можно поверить самой Саше.
Еще до завоевания бронзовой медали она говорила: «Я ехала сюда с намерением прыгать пять четверных в произвольной программе, о другом не думала». После пьедестала: «Я считаю, четверные нужны, но для меня они были нужны всегда. Не важно, какая будет конкуренция, моя цель – выполнить пять четверных, дальше посмотрим». И дала еще пояснение, что решение принимала, по ее словам, сама: «Я так решила после последнего турнира, когда узнала, что еду на чемпионат мира, такой контент я готовила и на предыдущий чемпионат мира, который отменили».
Пять четверных прыжков для Трусовой – это не попытка в расчете на удачу. Она их умеет делать, поэтому хочет использовать. Хочет воспользоваться тем уникальным оружием, которое обрела. Не первой в фигурном катании, но единственной именно в женском. Путь Нэйтана Чена не дает ей покоя. Это ведь он показал несколько лет назад такую возможность: выучить и сделать в одной программе все существующие прыжки в четыре оборота.
И, кстати, именно Нэйтан Чен во время чемпионата мира в Швеции сказал: не думаю, будто в фигурном катании есть что-то, чего не смогут сделать девушки. «Все, что можем показать мы, смогут и они. Мы видим это в последние годы».
Цель оправдала средства. Хотя сама программа, конечно, в этом прыжковом безумии потерялась совершенно. Правда, возможно, что Сашина борьба за четверные была похлеще любой постановки даже для судей. Но «прокатить» такое может, наверное, лишь раз, долгой эксплуатации композиция прыжок-разбег все же не подлежит.
Исполнить все пять заявленных прыжков чисто Саше не удалось. Если идти по протоколу: на флипе судьи поставили неясное ребро, на тулупе – недокрут, сальхов и лутц закончились падением, каскад лутц с тройным тулупом – чисто, принес сразу 19,48 балла. А, например, каскад из тройных лутца и тулупа во второй половине программы – 12,63. Итоговые цифры – 217,20 при личном рекорде 241,02. И это одиннадцатый результат, показанный Сашей на взрослом льду.
Назовем это символичным: единственной фигуристкой на чемпионате мира в Швеции, показавшей прыжки в четыре оборота, стала именно Трусова, чья феноменальная заряженность на исполнение прыжков ультра-си известна всему миру. Да, конечно, фигуристок таких было в Стокгольме всего три: еще Аня Щербакова и Рика Кихира. Японка совсем вывалилась из борьбы в произвольной программе – ни чистого тройного акселя, ни даже попытки четверного сальхова. Сказала, что виноваты другие часовые пояса, прилетела на чемпионат из США.
Для Русской ракеты есть только этот путь: прыгать. Сашу невозможно упрекать в том, что она стремится показать все, чем владеет. Если получается на тренировках, значит, может получиться и на старте. Но вопрос четко проработанной тактики для этого пути остается главным. Как подготовить Сашу психологически, чтобы смогла показать на старте то, что делает на тренировках, как удачно вмонтировать прыжки в программу, как совместить путь к победе с поистине оголтелым желанием Александры использовать весь арсенал вооружений?
На следующий день после финала одиночниц Нэйтан Чен показал, как исполняют пять квадов у мужчин. И его произвольной программе они нисколько не мешали. Прыжки стояли в нужном месте и не вываливались из программы. Правда, Нэйтан и не падал.
«Не знаю, как он так может, но надеюсь, что у меня тоже получится. Пять четверных для меня, надеюсь, реально», – сказала Трусова. Кстати, не упустила момент и параллельно прыгнула на тренировочном льду с Нэйтаном Ченом лутц в четыре оборота. Была в нем идеальна – в отличие от Чена. После чего выложенное Сашей видео американец прокомментировал: «Королева, научи меня».
Не будем сравнивать итоговые оценки фигуристок в Швеции, оставим за скобками результаты короткой программы. Посмотрим оценки в произвольной программе, которую Саша выиграла: за технику – 88,04, компоненты – 66,34 2 штрафных балла, итог – 152, 38. Сравниваем с оценками Анны Щербаковой с одним четверным прыжком, который Ане не покорился: техника – 80,32, компоненты – 72,85, штрафной балл, общая сумма 152,17. И сразу считаем баллы Лизы Туктамышевой, программа вообще без четверных, но с двумя тройными акселями: техника – 73,52, компоненты – 69,08, балл штрафа, общая сумма – 141,60. Лона Хендрикс из Бельгии, без четверных и акселей: техника – 74,53, компоненты – 66,63, общая оценка – 141,16. Как видим, у Саши и Ани все очень близко, как и у Лизы с Лоной.
Анна Щербакова была недовольна собой в Швеции, но безумно рада, как и все мы, золотой медали. Сказала, что, когда готовилась к чемпионату мира, думала выступать с тремя четверными прыжками. Подготовка шла сложно, болезни давали о себе знать, настрой приходилось менять. Это было тяжело. Когда поняла, что не может откатать с тремя четверными, то «хотелось все бросить и опустить руки». Потом поняла другое: «нужно скинуть этот максимализм и выжать из ситуации всё».
Выходила на произвольную с планом прыгнуть два четверных флипа. После первой неудачи поняла, что больше рисковать не надо. «Включила» математику. Если бы было два разных прыжка в четыре оборота, то даже падение с них оправдалось бы оценками. А падение с двух флипов – потеря каскада.
Да, отсутствие риска тоже оправдало себя, как и риск Трусовой. Аня боролась тем, чем смогла конкретно в Швеции. Победа, которая в силу ситуации случилась даже без элементов ультра-си, не меняет для Анны того, что должно быть в следующем году. «Буду кататься с максимальным количеством прыжков в четыре оборота».
Елизавета Туктамышева тоже уверена, что Олимпийские игры в Пекине покажут четверные прыжки одиночниц, без них фигурное катание не обойдется. Лиза уже заявила, что "серебро" чемпионата мира дает ей мотивацию, чтобы весь следующий сезон провести успешно и отобраться на Олимпийские игры. «На Олимпиаде будут прыжки в четыре оборота. За это межсезонье и другие девочки, помимо тех, кто уже прыгает, их выучат, конкуренция будет еще выше».
А насчет того, что Алина Загитова выиграла бы в Швеции с баллами, полученными два года назад, так это все пустое. Никогда не стоит сравнивать результаты разных турниров. У каждого из них своя предыстория и свое развитие. Подготовка к нынешнему в сезоне проходила в экстремальных условиях. Болезни, восстановление, стресс общей ситуации. «Пузырь» украл у фигуристов в Швеции зрителей и их поддержку. Пандемийный год действительно вволю поиздевался над спортом. Но прыжки в четыре оборота из женского одиночного катания уже не убрать. В прошлое топовые фигуристки не попятятся.