Вскочили на подножку уходящего поезда на чемпионат мира – это тоже лишь отчасти про Мишину с Галлямовым. Да, на чемпионате России оказались четвертыми. Но это был самый неудачный для них старт в сезоне.
Основных соперников, у которых все же и отобрали право на третье место в сборной (Павлюченко–Ходыкина), они на этапах Кубка России обыгрывали с заметным преимуществом. Третий номер сборной в парном катании должен был определиться уже в Финале Кубка России, чтобы отправиться в Стокгольм вместе с чемпионами и вице-чемпионами России Тарасовой и Морозовым, Бойковой и Козловским. И определился: Настя с Сашей вновь выиграли у конкурентов за явным преимуществом. Оказалось, чтобы на чемпионате в Швеции из третьего номера сборной России превратиться в первый номер в мире.
Любая сенсация не случается сама по себе. Нет, не стоит в оценке победы дебютантов чемпионата мира спотыкаться на всякие «если». Мол, не выиграли бы при чистом прокате обжигающих своим катанием китайцев. И при чистом прокате коллег по сборной – тоже не выиграли бы. Это несправедливо, потому что оговорить так можно абсолютно любую победу. Фигурное катание – это не только владение коньком. Психологию и готовность собраться в нужный момент, чтобы продемонстрировать это самое владение, никто не отменял.
Они, несмотря на юный возраст, не сразу вышли на прямую совместную дорогу. И знают, что пришли не зря. И знают чего хотят. Нашли друг друга? Конечно. А не имеющие общей цели и вместе к ней не идущие чемпионаты мира не выигрывают. Хотя даже сегодня, ночь переспав с золотыми медалями чемпионов мира, вряд ли осознали, что выиграли. Но так ведь тоже бывает.
Это сейчас можно уже вспоминать с иронией и слегка даже шутливо, как в январе 2017 года действующая тогда чемпионка России по фигурному катанию среди юниоров, победительница юниорского Финала Гран-при Настя Мишина рассказала: сезон закончится – она расстанется с партнером. А ведь выступали вместе несколько лет, были на тот момент с «серебром» юниорского чемпионата мира. Но он дал объявление: ищу новую партнершу. Как-то так.
Настя была, что называется, не в курсе, но объявление «просветило», правда, надо было докатывать сезон – решили, что расходятся сразу после него. Классическое, из жизни, «не сошлись характерами», да еще партнер хотел найти девочку совсем уж миниатюрную. Мишина говорила, что понимала: при ее 46 килограммах похудеть, отталкиваясь от видения партнера, на 8-9 кг вряд ли получится. Так что разошлись, а знаменитые тренеры Людмила и Николай Великовы увидели вместе новую пару: Настю и Сашу Галлямова. Так и соединились. Начали – и продолжили прогрессировать.
В конце прошлого сезона, как и положено по правилам, в трансферное окно, открытое для переходов, пара оказалась в школе Тамары Москвиной. Зачем – можно было не спрашивать. Трудным ли было это решение – тоже. Любой переход, осуществляется ли он в рамках приличия или происходит «по умолчанию» одной из сторон, – тема болезненная. Хоть с букетом приходи, хоть без него. Настя с Сашей букет (этот символ приличия, благодарности, извинения) все же принесли.
У Тамары Николаевны на тот момент тренировались действующие чемпионы Европы – Александра Бойкова и Дмитрий Козловский. Знакомы фигуристы были с детства. Мишина и Бойкова даже когда-то катались в одной группе у детского тренера Елены Климовой – кстати, мамы знаменитого фигуриста Федора Климова. А Галлямов с Козловским вместе пробовали силы в одиночном катании: одна раздевалка, шкафчики по соседству...
Мишина и Галлямов шли в группу за конкуренцией – и не скрывали этого. Говорили, что она «держит спортсменов в тонусе, закаляет, потом на международном уровне проще выступать». Мол, катаешься на одном льду с сильной парой – значит, растешь: они смотрят на тебя, ты – на них. «Это не борьба – взаимодействие». Вот такая грамотная «чуйка» и понимание прогресса.
И, конечно, им было важно то, чем так славится Тамара Николаевна в работе с учениками: нет в ее деле мелочей. Есть отработанный тренерский механизм, накручивающий гайки успеха. Вокруг фигуристов в группе – тренер Артур Минчук, он всегда рядом, хореограф, тренер по скольжению, постановщики программ, которых пригласила Москвина. А ими были в этом сезоне, кстати, знаменитые Игорь Бобрин и Наталья Бестемьянова в короткой программе и Александр Жулин – в произвольной. Очень много работал с фигуристами и недавно ушедший из жизни хореограф Александр Степин, мастер ледовых постановок.
И то, что Настя с Сашей отмечали в работе с новыми тренерами – оттачивание деталей, неожиданные выходы из поддержек, сами поддержки, заходы на прыжки, – теперь увидел в их исполнении и весь мир. Помните, наверное, эффектный загиб на льду партнера, опустившегося на колено, после которого сразу следует тройной прыжок?..
Настя Мишина и Александр Галлямов, победив двукратных чемпионов мира Суй Вэньцзин и Хань Цуня, признанных гениев катания, конечно, «взбодрили» общественность фигурного катания. Не всем хотелось бы, чтобы победа осталась за столь «зелеными» новичками. Замахнулись на «святое», да еще и добились своего!
Но абсолютно все вынуждены были признать: эти двое не промахнулись на главном старте сезона. При этом – даже не показали бурной радости. Так и останется для всех загадкой: то ли опешили, то ли постеснялись ее выказать, то ли маски и всякие запреты сдерживали, то ли – получили, и неважно, втайне или проговаривая это вслух, что хотели.
Я – за последнее. Потому что даже победы авансом приходят только к тем, кто их достоин. А Мишина и Галлямов выиграли чисто. В следующий раз проявят радость бурно.
А поставить Анастасии Мишиной и Александру Галлямову произвольную программу под песню группы Queen We are the champions («Мы чемпионы») решиться могла только бесстрашная Тамара Николаевна Москвина, хотя и призналась сама, что это было «наглостью». Но в работе ведь не бывает мелочей? Вот тренер и поставила фигуристов заранее в положение, из которого есть только один выход: на пьедестал. Место могло быть другим, но выход на награждение в плане был. Сенсации всегда ведь кто-то готовит...