Кажется, не осталось уже тех, кто не в теме. И все же: в последней гонке чемпионата мира Йоханнес Клебо финишировал первым в марафоне, но был дисквалифицирован после протеста сборной России. На финишной прямой из-за контакта с норвежцем, который был чуть сзади, сломал палку лидировавший на тот момент Александр Большунов. В итоге Саша стал третьим, а норвежец Эмиль Иверсен пришел вторым. После дисквалификации Клебо золотая медаль досталась Иверсену, серебряная – Большунову, бронзовая – норвежцу Симену Крюгеру.
Два дня федерация лыжных видов спорта Норвегии тщательно готовила апелляцию. Два дня все пытались понять: будет ли она иметь шанс на успех. Мнения снова взлетали как на качелях. Ситуация не отпускала своей недосказанностью: кто и что все же нарушил. И нарушил ли?
Норвежцы исчерпали практически весь временной лимит для подготовки апелляции. Эпизод был разобран досконально не только ими – эксперты со всех сторон показывали раскадровку столкновения и высказывали мнения. Но безоговорочный победитель в споре – Большунов или Клебо – все же не появлялся.
Норвежцы хотели вернуть медаль Клебо. Хотя по факту золотая медаль все равно осталась у них, у Эмиля Иверсена. И довольно бережно отнеслись к Александру Большунову, делая акцент в разбирательствах на том, что произошел просто гоночный инцидент. «Это трагическая случайность, в которой никто не виноват. Важно подчеркнуть, что мы не требуем никаких санкций против Большунова».
Чего не скажешь об акцентах с нашей стороны: традиционные напоминания про используемые терапевтические исключения в сборной Норвегии и сомнения в чистоте очень уж быстрого прогресса Йоханнеса. Спринтера, который выигрывает марафон.
Было неловко, хотелось, чтобы эти слова не исходили хотя бы от тренера нашего лидера сборной, главного действующего лица всей прогремевшей истории. Сомнения у каждого могут быть любые, но озвучивать их в момент рассмотрения конкретной гоночной ситуации, используя как аргумент, некрасиво.
Брат Клебо сломал ногу, треснув в ярости по двери, узнав о дисквалификации победившего Йоханнеса. Брат мог это себе позволить, неофициальное лицо. Для остальных же – причастных к конфликту непосредственно – это были часы эмоционального выхолащивания.
И вот ситуация повторилась. Никто ведь не знает, победил бы Большунов, не доезжая дистанцию одноруким. И какое решение было бы принято FIS после рассмотрения апелляции, теперь тоже не скажет никто. Мнения опять разделились. Если апелляция была подана, значит, шанс доказать свое видение ситуации у норвежцев был? Или его не было, а это было лишь попыткой из серии «своих не сдаем»?
Йоханнес Клебо остановил процесс сам. Он решил сохранить себя для гонок, а не для выяснений. И не хочет, чтобы его считали выклянчивающим медаль.
Написал подробно обо все сам. Сказал, что уже побывал во тьме, потратил много энергии на американских горках смены настроения и больше не хочет тратить время и силы. Потому что разборки уже перекрыли сами соревнования. А решать результат лыжной гонки в кабинете – неправильно. Да и получить золотую медаль через несколько дней после гонки – совсем не то. Он провел лучшую гонку в карьере, но почести нужны ему были сразу после финиша.
«Я всегда буду верить, что не сделал ничего плохого – и что я не создавал никому помехи. Теперь с этим покончено, мне нужно сосредоточиться на финале Кубка мира в эти выходные».
Что еще? Поздравил Иверсена с "золотом", Большунова – с "серебром". И снова поддержал Сашу, назвав его блестящим лыжником. «В будущем нас ждет много непростых состязаний. Я с нетерпением их жду, и сделаю все, что смогу, в субботу и воскресенье».
А в выходные – лыжный финал сезона в Швейцарии. И гонки на 15 км и 50 км. И Александр Большунов, и Йоханнес Клебо встретятся снова.