МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Лыжник Клебо молчал три дня, чтобы заставить мир снять шляпы

Звезда норвежских лыж и Александр Большунов вновь встретятся на трассе

Перед Йоханнесом Клебо, получившим дисквалификацию в масс-старте чемпионата мира по лыжным гонкам, весь мир готов сегодня снять шляпу. Нет, те единичные высказывания о том, что у норвежцев не было шансов выиграть дело о возвращении лыжнику золотой медали после рассмотрения поданной апелляции, мы учитывать не будем. Никто не знает, да и дело не в этом. Клебо шел к решению последовательно: три дня молчал, побывал на дне, от него оттолкнулся и сам настоял на отзыве апелляции. Он готов биться за медаль на лыжне, а не в кабинете.

Фото: AP

Президент ФЛГР Елена Вяльбе (без которой нашим лыжам невозможно было стать такими, каковы они сегодня) рассказала о том, что после вынесения Александру Большунову дополнительного наказания за инцидент с финном Йони Мяки на этапе Кубка мира в Лахти в виде испытательного срока на пять стартов (чемпионат мира считается одним стартом) Россия отправила в МОК официальное письмо. В котором выразила несогласие с озвученным: если в течение этого времени — а оно переходит и на следующий сезон — Александр будет замечен в неспортивном поведении, то последует отстранение на два этапа Кубка мира.

В МОК, как и следовало ожидать, вмешиваться во внутренние разбирательства федерации не стали. А кто вообще вынес это дополнительное наказание? У FIS, оказывается, нет комиссии, которая бы рассматривала вопросы этики. Дело было передано третьей стороне, а точнее, независимому комиссару по этике и соответствию Международной федерации лыжного спорта Стефану Нетцле. Елена Вяльбе, кстати, считает, что Нетцле никак не может быть независимым, потому что работает для FIS в качестве юриста.

При этом и представители Финляндии на заседании FIS еще 1 февраля, и Швеции, и Норвегии не настаивали на дополнительных санкциях против спортсмена. Вопрос больше стоял в оценочной плоскости: этично или нет то, что сделал Большунов после эстафеты. Но Нетцле рассудил иначе и назначил еще одно наказание Александру, причем «долгоиграющее».

■ ■ ■

Сделаем шаг с лыжни на землю, к легкой атлетике. Только что во Всероссийской федерации легкой атлетики приступила к работе офицер по этике. И федерация справедливо сочла необходимым объяснить, кто это и зачем это. Основные задачи офицера по этике — построение культуры полной неприемлемости нарушения антидопинговых правил, создание в ВФЛА и региональных федерациях атмосферы доверия, признания чистого спорта как единственно возможного для спортсменов и тренеров, проверка сообщений о нарушениях, принятие мер по урегулированию конфликтов интересов, борьба с различными видами дискриминации и иными нарушениями в сфере этики.

Иными простенькими словами, офицер будет обучать вести себя прилично. Работала нынешний комиссар до этого в крупной российской компании, где отвечала за внедрение высоких этических стандартов поведения работников, полной нетерпимости к нарушениям кодекса этики организации, проведение этических тренингов и коммуникационных кампаний в поддержку этической программы. Уф, кажется, все. Короче, это уже тенденция современного мира: без тренингов не обойтись, возможные ситуации надо проигрывать.

■ ■ ■

Ни в коей мере не хочу сказать, что кто-то из действующих лиц «гоночного инцидента» в последней гонке чемпионата мира по лыжам повел себя неприлично. Любое проявление эмоций после борьбы, выражаясь знаменитой фразой из фигурного катания «на разрыв аорты», — это эмоции на грани срыва. Они обнажены до предела. Они и есть суть спорта. И без них никак. Выворачиваясь наизнанку ради победы, но не получив желаемого, спортсмены порой просто не в состоянии обуздать бурю чувств. Буря побеждает и зачастую бывает разрушительной.

Понять ее можно — накрыла. Минуты после случившегося бывают бесконтрольны. Кто-то рыдает, кто-то молчит. Потом наоборот.

Но дальше следует осмысление. Разбор полетов, который никакого отношения к эмоциям не имеет. Прагматизм, доказательства, опровержение или подтверждение. И вот тут нельзя ошибиться. Потому что репутация, как известно, промашек не прощает.

■ ■ ■

Федерация лыжных видов спорта Норвегии отозвала апелляцию на решение о дисквалификации своего лыжника Йоханнеса Клебо в гонке чемпионата мира в Оберстдорфе на 50 км. Не удивлюсь, если этот шаг, который заставил сделать федерацию сам трехкратный олимпийский чемпион, будет номинирован на «Fair play».

Если кто-то еще не в курсе, хотя вряд ли, напомним, что в последней гонке чемпионата мира Йоханнес Клебо финишировал первым в марафоне, но был дисквалифицирован после протеста сборной России. На финишной прямой из-за контакта с норвежцем, который был чуть сзади, лидировавший на тот момент Александр Большунов сломал палку. В итоге Саша стал третьим, а норвежец Эмиль Иверсен пришел вторым. Потом Клебо дисквалифицировали, золотая медаль досталась Иверсену, серебряная — Большунову, бронзовая — норвежцу Симену Крюгеру.

Два дня федерация лыжных видов спорта Норвегии тщательно готовила апелляцию. Мнения снова взлетали на качелях в полярные стороны. Ситуация не отпускала своей недосказанностью. Для непосредственно причастных к конфликту тянулись часы эмоционального выхолащивания. Это брат Клебо позволил себе сломать ногу, треснув в ярости по двери, узнав о дисквалификации. Но брат не официальное лицо, ему можно.

Норвежцы исчерпали практически весь временной лимит для подготовки апелляции. Эпизод был разобран досконально не только ими — эксперты со всех сторон показывали раскадровку столкновения и высказывали мнения. Но безоговорочный победитель в споре — кто виноват, Большунов или Клебо, — все же не появлялся. Норвежцы хотели вернуть медаль Клебо. Хотя по факту золотая медаль все равно осталась у них, у Эмиля Иверсена.

Все же поданная апелляция вновь вернула ситуацию обратно в самую пиковую точку. Никто ведь не знает, победил бы Большунов, если бы не добегал дистанцию одноруким. И какое решение было бы принято FIS после рассмотрения апелляции, теперь тоже никто не узнает. Если апелляция была подана, значит, шанс доказать свое видение ситуации у норвежцев был? Или его не было, а это было лишь попыткой из серии «своих не сдаем»?  

Йоханнес Клебо сказал «стоп». Апелляция отозвана по его настоянию, за что он поблагодарил федерацию. Объяснения отзыва просты: решил сохранить себя для гонок, а не для выяснений, которые опутывали лыжный мир борьбой теорий и правил, трактовка которых весьма расплывчата. Клебо понял, чего не хочет больше всего — чтобы его считали выклянчивающим медаль.

Александр Сергеевич Пушкин сказал бы знаменитое: ай да Клебо, ай да… Высшее восхищение талантом и, в нашем случае, признание благородства.

Йоханнес признал, что не раз побывал уже за последние дни во тьме и тратил энергию на переживания, но больше этого не хочет. Потому что решать результат лыжной гонки в кабинете — неправильно. Он провел лучшую гонку в карьере, но почести нужны ему были сразу после финиша. И это неправильно, когда разборки перекрывают уже сами соревнования. «Я всегда буду верить, что не сделал ничего плохого и что я не создавал никому помехи. Теперь с этим покончено, мне нужно сосредоточиться на финале Кубка мира в эти выходные».

Поздравил Иверсена с «золотом», Большунова — с «серебром». И снова поддержал Сашу, назвав его блестящим лыжником. «В будущем нас ждет много непростых состязаний. Я с нетерпением их жду и сделаю все, что смогу, в субботу и воскресенье». Уже в эти выходные состоится лыжный финал сезона в Швейцарии. И в программе есть гонки на 15 и 50 км. Александр Большунов и Йоханнес Клебо встретятся снова.

■ ■ ■

Конечно, мы не в состоянии в полном объеме отследить, как освещали в самой Норвегии то, что произошло на финише масс-старта. Но все же складывалось впечатление, что к Александру Большунову отнеслись довольно бережно, делая акцент в разбирательствах на том, что произошел просто гоночный инцидент. «Это трагическая случайность, в которой никто не виноват. Важно подчеркнуть, что мы не требуем никаких санкций против Большунова».

Не складывалось и впечатление, что после инцидента у нас началось топтание Йоханнеса Клебо. Конечно, все сочувствовали Саше: звание короля лыж было очень близко. И еще тому, что два прекрасных гонщика оказались в такой коридорной ловушке, которую позволили расставить правила FIS. Но вдруг почему-то взметнулись традиционные напоминания про используемые терапевтические исключения в сборной Норвегии. Да еще и прозвучали сомнения в чистоте очень уж быстрого прогресса Йоханнеса. Мол, как это — спринтер, который выигрывает марафон?

Удивительно, что в стороне почему-то оказался тот факт, что Клебо вообще-то выигрывал общий зачет Кубка мира. И в этом году даже в тех нескольких этапах Кубка мира, в которых он принял участие, показал еще до чемпионата мира, что сильно прибавил на дистанции.

Было неловко. Нельзя было, чтобы эти слова исходили от тренера нашего лидера сборной, главного действующего лица всей прогремевшей истории. От тренера чемпионов. Сомнения у каждого могут быть любые, но озвучивать их в момент рассмотрения конкретной гоночной ситуации, используя как аргумент… Комиссар по этике, наверное, не одобрил бы.

Хотя, может, и модное это веяние, и звучит красиво — «комиссар». Но с перехлестами эмоций можно и самим справиться: например, если говорить, то подкреплять фактурой. Или не говорить вовсе. Потому что слова быстро скачут по миру, они же не для внутреннего пользования. И, кстати, на сказанное в запале уже последовал ответ от спортивного директора сборной Норвегии: информация не соответствует действительности, это задокументировано, ничего не скрываем, ежегодно приглашаем лыжников других стран на тренировки в Норвегию, чтобы поделиться опытом. Может, кстати, принять приглашение? Их слова-воробьи тоже ведь уже вылетели.

…А Саша Большунов, как известно, позвал Йоханнеса Клебо на свою свадьбу в апреле. Никто не знает, сможет ли многократный чемпион мира приехать. Пандемия пока диктует свои правила общения. Хорошо бы, приехал.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах