— Михаил Данилович, когда-то владелец «Спартака» Леонид Федун сказал, что тренерский вклад в общекомандный успех составляет не больше 10%.
— Леонид Арнольдович уже не раз после этого заявлял, что был не прав, и, насколько мне известно, действительно поменял свое мнение на этот счет. Не скажу, что было обидно, скорее следует говорить в данной ситуации об очевидной несправедливости тех слов.
— Кто самый яркий представитель отечественной тренерской школы? Что означает понятие «российский тренерский цех»?
— Это понятие появилось вовсе не на голом месте. Аркадьев, Якушин, Маслов, Бесков, Симонян, Николаев, Лобановский, Севидов, Качалин — список выдающихся отечественных тренеров можно продолжать довольно долго. Эти патриархи тренерского цеха и создали нашу школу. После были Романцев, Газзаев, Семин, Игнатьев, Гаджиев, Тарханов — люди, добившиеся серьезных успехов на различных уровнях. И нынешнее поколение наставников, которое назову средним, старается удерживать довольно высоко поднятую планку притязаний. И здесь много фамилий.
Да, не всегда сегодняшним тренерам хватает терпения, но они продолжают традиции национальной тренерской школы. И не стоит стесняться говорить, что многие западные тренеры в свое время взяли на вооружение именно советские наработки, а теория физического воспитания и вовсе родилась в Советском Союзе.
— Что вы имеете в виду, говоря о нехватке терпения у тренеров?
— Речь не столько о самих специалистах, сколько о руководителях клубов. Хозяевам, наемным директорам порой не хватает терпения, чтобы дать тренеру шанс проявить себя. Иногда складывается впечатление, что, только пригласив тренера, ему сразу начинают искать замену. Но для продуктивной работы необходимо создать атмосферу доверия, чтобы тренер всегда мог рассчитывать на поддержку руководства, рос и достигал успехов. А если менять наставников как перчатки, то о каком развитии или прогрессе может идти речь?
Вспомните Валерия Карпина, который начал работать в «Спартаке», не имея никакого опыта, кроме игрового прошлого. Он многое испытал, пережил, продемонстрировал умение держать удар и вырос в хорошего тренера. Но из «Спартака», когда Карпин набил шишки и набрался опыта, его убрали. И таких примеров множество. Да, тренер и сам должен проявлять себя, но в каждой команде должны быть условия для развития и самого тренера, и всей команды.
— Общение с игроками на русском языке — одно из ключевых требований к зарубежному специалисту в России?
— Одно из основных — точно. Были примеры, когда в Россию приезжали работать именитые зарубежные тренеры, чья квалификация не подвергалась сомнению, но главное оружие тренера — язык. Очень много в тренерской работе нюансов, связанных в том числе и с психологией, которые через переводчика донести до футболиста довольно сложно. Иногда просто необходимо поговорить с игроком по душам. А как это сделать, не зная языка? Романцев, Газзаев, Семин — все они были в этом плане единодушны, уверяя, что иностранным наставникам необходимо учить язык. Вот пришел Пеп Гвардиола в «Баварию», так он полгода перед назначением потратил на изучение немецкого языка, и это было прописано в его контракте. Языковой барьер — одна из главных причин, что не позволяет добиваться успеха даже маститым специалистам.
— Что назовете главным достижением вашей организации за время ее существования?
— Мы собрали под нашим крылом больше 200 тренеров, которым оказываем всестороннюю помощь. Кого-то удается трудоустроить, других защищаем юридически — были моменты, когда удавалось добиться выплаты всех положенных по контракту средств. Внимательно следим за уровнем образования наших тренеров, создавая условия для повышения тренерской квалификации.
Конечно, в нашей работе есть недостатки, как и в работе любой другой крупной структуры. Будем над этим работать, исправлять. Отмечу и тот факт, что в последнее время повысился уровень взаимодействия с Российским футбольным союзом.
— Почему российские тренеры не стремятся работать в ведущих европейских лигах, или просто спроса нет?
— И здесь дело в знании языков. В Европе до сих пор хорошее мнение о нашей тренерской школе, но если человек не знает языка, то невозможно добиваться серьезного успеха. Из последних примеров вспоминается в первую очередь Слуцкий, поработавший в Англии и Нидерландах. Уверен, первый опыт, приобретенный Леонидом Викторовичем в Европе, позволит ему проявить себя в европейских лигах в будущем. Сейчас ребята, которых можно отнести к сегодняшнему поколению тренеров, уже готовы к работе в европейских лигах. Тихонов, Аленичев, Хохлов, Тетрадзе¸ Юран — знают и языки, и зарубежные первенства. Верю, что они будут востребованы не только в России.
— Есть ли разделение среди тренеров на приверженцев атакующего и оборонительного стиля или все зависит от обстоятельств?
— Любой квалифицированный тренер отталкивается как от уровня имеющихся исполнителей, так и от противника. Да, бывают клубы вроде «Барселоны», которые традиционно исповедуют атакующий футбол и мелкий пас, приобретая под эти задачи исполнителей, но ведь и возможности каталонцев на трансферном рынке практически не ограничены. А если таких возможностей нет, то тренер должен отталкиваться от уровня имеющихся игроков, выстраивая игровую стратегию с учетом их возможностей. Согласитесь, играть в открытый футбол с грандами европейского футбола смерти подобно. Вот и приходится подстраиваться под остальных более скромным командам, к числу которых относятся и российские клубы.
— Не все тренеры имеют равные условия в начале карьеры. Например, Зидан, едва завершив игровую карьеру, сразу получил возможность тренировать «Реал». Многие болельщики уверены, что и они добились бы успехов с одним из самых благополучных клубов мира. А вот чего бы он добился, скажем, в Перми?
— Думаю, никто не станет спорить с тем, что Зидан был выдающимся игроком. Своей игровой карьерой он заслужил право поработать с большим клубом в качестве тренера. Конечно, персоны такого ранга вряд ли пойдут работать в тот же уже упомянутый «Амкар». Но ведь Зидан оправдал оказанное ему доверие, три раза подряд выиграв с «Реалом» Лигу чемпионов, чего никому до этого не удавалось. Он выдающийся специалист и стратег и, конечно, тренер с большой буквы.
Но ведь не у всех получается. Перед глазами пример Фрэнка Лэмпарда. Ему не занимать харизмы, у него есть свой стиль, и, уверен, он еще заявит о себе, но пока ему не удалось этого добиться, хотя он, как и Зидан, получил возможность тренировать такой большой клуб, как «Челси». Управлять коллективом дано не каждому. Убежден, что те люди, что в свое время доверили «Реал» Зидану, провели огромную аналитическую работу перед тем, как пригласить Зизу на этот пост.
Но есть и обратная сторона медали. Далеко не каждый специалист способен продолжительное время успешно работать в одном месте, как сэр Алекс Фергюсон в «Манчестер Юнайтед», Арсен Венгер в «Арсенале» или Ги Ру в «Осере». Иногда необходима смена обстановки, ведь все люди по психотипу разнятся. Это тоже необходимо учитывать.
— Какой контакт у вас с тренерским штабом сборной России?
— Мы постоянно на связи. Станислав Черчесов является не просто членом Объединения отечественных тренеров, но и входит в бюро организации. И Мирослав Ромащенко с нами. Тренерский штаб сборной постоянно на связи и с нами, и с членами нашей организации. Если нужен совет — не откажем, но навязывать свою позицию тоже не станем. Это очень тонкий момент, который необходимо учитывать.
— С какими чувствами встречаете 15-летие вашей организации?
— Сегодня футбол переживает не лучшие времена. На недавней конференции РФС президентом на четыре года был переизбран Александр Дюков, но не менее значимым событием стало утверждение плана развития российского футбола на ближайшие годы. Убежден, что Объединение отечественных тренеров должно сыграть заметную роль в этом проекте, а мы все вместе, если удастся реализовать задуманное, сможем гордо сказать, что Россия — футбольная страна.