Перед зимними Играми-2018 российскую судьбу решали в МОК. Полтора года комиссия Самуэля Шмида изучала и расследовала «систематические манипуляции в антидопинговой системе России», и в результате этой работы направила исполкому Международного олимпийского комитета рекомендации «принять необходимые и достаточно серьезные меры, чтобы эффективно наказать существующее систематическое манипулирование антидопинговыми правилами и систему в России, так же как и юридическую ответственность различных вовлеченных субъектов (в том числе форму, флаг и гимн), и в то же время защитить права отдельных чистых российских спортсменов».
5 декабря 2017 года президент МОК Томас Бах на пресс-конференции объявил решение исполкома по поводу олимпийской судьбы России.
На этот раз ситуация развивалась по-другому. В апреле 2018 года вступил в силу поправки к новому кодексу WADA, согласно которому для бана страны на крупных международных соревнованиях и для лишения этой страны права принимать крупные международные турниры достаточно лишить национальное антидопинговое агентство статуса соответствия. РУСАДА тогда восстановили в правах, и казалось, что вся история, наконец, закончилась. Но при восстановлении статуса было условие: передать базу данных Московской лаборатории, базу целостную и без изменений.
Базу, хоть и не в срок, но передали, но, расследование, проведенное WADA, показало, что с ней были произведены манипуляции. Далее комитет по соответствию рекомендовал Исполкому Всемирного антидопингового агентства лишить РУСАДА статуса соответствия. Это и было сделано после долгих обсуждений и процедур.
После лишения статуса соответствия Российского агентства WADA определила наказание для нашей страны на четыре года, где в числе прочих, был запрет на проведение или подачу заявки на право проведения какого-либо крупного турнира, если право на проведение крупного мероприятия уже было предоставлено, то его обязаны отозвать (если это возможно практически и юридически). А также запрет на российский флаг на каком-либо крупном турнире, говорилось, что российские спортсмены и их персонал могут участвовать в крупных мероприятиях только если они докажут, что они никоим образом не связаны с несоблюдением кодекса (не упоминаются в докладе Макларена, в базе данных нет их положительных допинг-тестов, и никакие данные, относящиеся к их пробам, не стали объектом манипуляций), и допускаться до соревнований они будут в соответствии со строгими условиями, которые будут определены WADA, и при этом они не могут представлять Российскую Федерацию.
Это были довольно суровые условия, с которыми мы не согласились и пошли в CAS. Спортивный арбитражный суд принял, с одной стороны, сторону WADA, но с другой, удовлетворил их требования лишь частично. В итоге нынешние ограничения отличаются от того, что было в 2018 году в Корее.
Во-первых, в 2018 году МОК отстранил Олимпийский комитет России, и именно поэтому сборная поехала без флага и гимна.
На этот раз ОКР сохранил свой статус, и санкции для России при таких условиях были невозможны, по словам главы комитета Станислава Позднякова, потому что противоречили Олимпийской хартии. Если к НОК претензий нет, значит, не может быть ограничений и для сборной. К сожалению, этот аргумент в суде сработал не до конца.
Во-вторых, на Игры в Пхенчхане сборную формировал не ОКР, как это должно быть при обычных обстоятельствах, а специальная комиссия под руководством главы Независимой организации допинг-тестирования (ITA) Валери Фурнейрон. Тогда отказали в участии не только спортсменам с допинговым прошлым или под подозрением, но и вовсе без объяснения причин.
На этот раз CAS, несмотря на то, что WADA требовало специальный допуск и доказательства непричастности ни к какой допинговой истории, ничего об этом в своем решении не сказал. По крайней мере, в кратком резюме сказано, что в играх не смогут участвовать лишь атлеты, у которых на данный момент действует дисквалификация, запрет или другие ограничения за прошлые нарушения, или же он находится под расследованием в данный момент.
По словам Станислава Позднякова, в Играх смогут участвовать даже спортсмены с допинговым прошлым, и сборную будет формировать ОКР.
В-третьих, в Пхенчхан МОК отправили и не сборную России, и не неопознанных атлетов. Команда называлась «Олимпийские атлеты из России», но не имела ни флаг, ни гимна. Форма могла содержать только надписи Olympic Athlete from Russia или аббревиатуру OAR (МОК специально выкатил целый список требований к атрибутике), а форма остальных членов делегации - только OAR.
Размер надписи Olympic Athlete должен соответствовать слову Russia и располагаться над ним, причем размер указанных надписей потом дополнительно согласовывали с МОК.
В форме допускалось использование одноцветных или двухцветных элементов, но отдельные элементы не должны были складываться в триколор.
Цвета, используемые в экипировке россиян, не могли соответствовать цветам российского флага, в итоге официальная форма сборной была серой, а на соревнованиях использовались разные цвета — хоккеисты были в красном, лыжники, биатлонисты, бобслеисты в бордовом и т.д.
В экипировке не должны были присутствовать элементы дизайна «национальной идентификации», и эти требования распространялись на форму, аксессуары и инвентарь спортсменов и тренеров. Вся экипировка тоже была согласована с МОК.
CAS постановил, что форма российских спортсменов на предстоящих крупных турнирах — в Токио, Пекине и других - может быть выполнена в цветах флага России. И при этом она даже может содержать слово «Россия», но при этом рядом в таком же должны стоять слова «нейтральный атлет» (или эквивалент, так что «олимпийский атлет из России» снова подойдет) такого же размера. Ни флага, ни герба, ни другого национального символа на форме быть не должно. Кстати, WADA заранее заявляло, что вот эта формулировка «олимпийский атлет из России» их устраивать не будет, но в CAS к требованию, видно, не прислушались.
Правда, речь о слове «Россия» идет, видимо, только в части, касающейся соревновательной формы. Потому что следующим пунктом в документе идет запрет на флаг, герб и, в том числе, на слово «Россия» для спортсменов и персонала на одежде и инвентаре на всех официальных мероприятиях (вероятно, имеется в виду, награждения, церемонии открытия и закрытия) и во всех официальных зонах. То есть даже пройтись по олимпийской деревне в такой форме нельзя.
В-четвертых, в 2018 говорилось и о том, что в Корее должен быть запрет и на российские флаги на трибунах. «МК» даже придумывал способы, как пройти на трибуну с флагом, например, Словении, а потом с помощью складывания превратить его в российский. Но по факту никто за болельщиками не следил и делали они, что хотели.
На этот раз CAS, во избежание недопониманий, специально оговорил, что болельщики имеют право приходить на трибуны с российскими флагами и в российской атрибутике. Правда, остается надеяться, что болельщики к том же Токио вообще будут, и коронавирус не помешает. И если будут, то границы не будут закрыты для России из-за эпидемиологических соображений.