Пройдет тридцать лет, и Маттеус признает ошибку судьи, назначившего решающий пенальти в ворота команды Марадоны. Но какое это теперь имеет значение, только если тяжело больной Марадона успел оценить благородство своего соперника.
Итальянские газеты после того финала не скрывали своего злорадства, ведь Марадона с партнёрами лишил сборную Италии шанса стать чемпионами мира, а на Апеннинах его, лидера «Наполи», считали практически соотечественником, с той же гордостью, с которой сицилийцы восхищались Доном Корлеоне. Газеты пестрели мстительными заголовками: «Ариведерчи, Марадона!»
Сегодня, увы, эти слова можно произнести только с болью - теперь Диего Армандо сам заставил плакать весь мир.
Мир, который пусть и по горькому поводу снова прильнёт к экранам, чтобы вернуться в прошлое и увидеть его фантастические голы, среди которых и мяч, забитый в полуфинале чемпионата мира 86-го года в матче Англия - Аргентина, вызвавший море эмоций на всей планете. Судья посчитал, что Марадона забил головой, но великий аргентинец отправил мяч в ворота рукой, иронично заметив журналистам, что «если это и была рука, то рука божья». Почти через 20 лет он в присущей ему раскованной манере сообщит репортёрам, что тот мяч - реванш за поражение Аргентины от Великобритании в фолклендской войне.
Гениальный Диего был неистощим на выдумки не только на футбольном поле. За пределами стадионов он оказывался не только героем спортивных полос, но и неизменным персонажем скандальной хроники - наркотики, красотки, словом для пишущей братии всегда находилась сенсация, связанная с его именем. И появление Марадоны в Москве на матч кубка чемпионов между «Спартаком» и «Наполи» тоже не обошлось без приключений.
За несколько дней до игры Марадона исчез в Неаполе - загулял так, что его не могли отыскать ни жена Клаудиа, ни руководство клуба. Неаполитанская команда была в шоке, оставшись без звезды, тем более, что в Италии игра со спартаковцами закончилась нулевой ничьей. В аэропорту Неаполя генеральный менеджер Моджи сурово объявил журналистам, что терпение руководства клуба лопнуло и никаких поблажек Марадоне не будет: «Тот, кто не едет с командой, на поле не выйдет».
Все сбились с ног в поисках Марадоны, не хватало только присутствия Шерлока Холмса. Я следил за этой почти детективной историей по каналам итальянского телевидения, поскольку в те дни оказался в Милане на 50-летнем юбилее короля футбола Пеле - все новостные выпуски начинались с сюжетов о его футбольном наследнике.
Марадона объявился на борту частного самолёта, державшего курс на Москву, что обошлось ему в тридцать миллионов лир. Видимо, Клаудиа закрыла глаза на очередную выходку мужа, поскольку в Москву полетела вместе с ним. В престижном по тем временам московском отеле «Савой» Марадона появился поздно вечером накануне игры и в роскошной шубе отправился на Красную площадь. На следующий день - 7 ноября должна была состояться традиционная демонстрация и главную площадь страны, как водится, закрыли для посещения.
Но приехал сам Диего Армандо Марадона! Для него в СССР Красную площадь открыли.
И в сопровождении милицейского эскорта он прогулялся по пустынной исторической брусчатке. Сопровождавший его журналист Карло Альвини, которого Марадона пригласил с собой с условием, что тот не задаст ни одного вопроса по предстоящей игре, вспоминал, как Диего на пронизывающем холодном ветру не спасала даже роскошная шуба. Вернувшись в отель в третьем часу ночи, он еще согревался часа полтора у барной стойки в отеле, ни разу не вспомнив о предстоящем матче.
На следующий день, выспавшись, он встретился с тренером Альбертино Бигоном, который отправил Марадону смотреть матч с трибуны. Но за час до игры наставник неаполитанцев, понимая что ставки в игре с командой Олега Романцева очень высоки, поменял своё решение и включил лидера в заявку, но только в запас. В раздевалке Диего нашёл в себе силы извиниться перед партнёрами и вышел на поле во втором тайме. Но, как и в Неаполе, забить гол Черчесову с игры ему не удалось. Марадона смог поразить ворота только в знаменитой для спартаковцев победной серии пенальти, но итальянцам это не помогло.
Когда пришла горестная новость о смерти величайшего футболиста, мы созвонились с главным тренером сборной России Станиславом Черчесовым. Он попросил через газету передать самые искренние соболезнования близким Диего и всей футбольной мировой семье. Конечно, вспомнили и те матчи, где персонально опекал Марадону талантливый защитник «Спартака» и сборной Василий Кульков, которого недавно не стало. Итальянская «La Stampa» тогда, восхищаясь игрой Василия образно написала, что Кульков буквально преследовал Марадону по всему полю, не давая вздохнуть. По злой иронии судьбы они ушли один за другим - Марадона и его опекун на футбольном поле.
Черчесов вспоминал, как тяжело им далась ничья на неаполитанском стадионе «Сан Паоло», где в основном приходилось играть в обороне, что спартаковцы никогда не любили. Рассказывал, что к московскому матчу готовились спокойно, не отвлекаясь на мысли - появится Марадона на поле или нет. Говорил, что, когда Марадона направился к одиннадцатиметровой отметке, решил не гадать, рассчитывая на реакцию, но великий Диего реализовал пенальти, как говорят футболисты - на паузе.
Припомнил Станислав Саламович, и как в подтрибунном помещении около раздевалок обменялись с Марадоной несколькими благодарными словами за хорошую игру. Встречались потом на кубке Конфедерации и на жеребьёвке к чемпионату мира, общаясь на коротке: «Марадона не забыл, что мы играли друг против друга».
Когда-то Марадона сказал, что променял бы свои сто голов на один забитый мяч Льву Яшину. А сегодня Пеле с грустью произнёс: «Однажды мы с Марадоной попинаем мяч на небесах».
Может, Марадона благодарно ответил бы великому бразильцу, что в таком матче за каждого из них будет играть «рука божья».