Еще когда Евгения Медведева ушла от Этери Тутберидзе после Олимпийских игр в Корее, было жаль, что не удастся увидеть: а как тренер собирается вести дальше уже взрослую спортсменку. Что предложит, какие программы поставит и где найдет возможности для конкуренции с выпрыгивающими из юниорского возраста новыми звездами. То же любопытство осталось неудовлетворенным и при объявлении о приостановки соревновательной карьеры Алины Загитовой.
И вот ответ был получен в «Мегаспорте» на этапе Гран-при. Правда, дала его не Этери Тутберидзе (ей, надеюсь, еще представится эта возможность), а гений тренерской работы Алексей Николаевич Мишин. Победила именно его Лиза, когда-то появившаяся и сразившая соперниц на взрослых соревнованиях в 12-летнем возрасте, прекрасно обученная сложным прыжкам еще в юниорках. И победила теперь уже в своем, как сама называет его, «пожилом» возрасте. Двадцать три года, без комментариев.
Елизавета Туктамышева не побоялась вытерпеть несколько лет унижений от прекрасных и буквально фантастических «малолеток». Она не только не бросала тренировки, но шаг за шагом двигалась вперед. Даже – шажочками. Шли годы после победного чемпионат мира в 2015 году. Преследовали неудачи. А она не согнулась. «Теряла» прыжки, набирала вес, восстанавливала элементы, худела, проигрывала, но не сдавалась под лозунги: победить юных невозможно. И сегодня – не один, а два тройных акселя в произвольной программе, работа над четверным тулупом не на словах, а с доказательством на видео, изменение образа, улучшение вращений.
Так, может, все, кто вел и ведет разговоры про повышение возрастного ценза в женском одиночном катании (который, кстати, заодно захватит и парное катание), просто считает путь такого преодоления слишком долгим и затратным душевно и физически? Парадоксально ратуя при этом за долгую жизнь фигуристок в спорте?
Лиза победила, потому что она захотела вместе с тренером этот путь пройти. И смогла. И перетерпела тогда, когда многие спасовали. Собиралась ли она в Москве именно выигрывать? Главное, как известно, не собираться, а быть готовой это сделать. Она приготовилась. Это ведь тренер Мишин как-то сказал: если страус убегает от охотника-льва и чувствует, что сил нет, то закрывает голову крылом. «Нам не надо закрываться в связи с появлением юных и талантливых фигуристок. Надо высовывать голову из-под крыла и работать».
В Москве Лиза показала: готова конкурировать, а дальше – уже старт рассудит. Зал, стоя, все рассудил еще до выставления оценок. И хотя Туктамышева часто иронизирует над своим возрастом, именно он дает ей большую мудрость и умение распределить силы, правильно расставляя приоритеты. «Я никогда полностью не принадлежала фигурному катанию, понимала, что есть и другая жизнь. Иначе я бы просто сломалась».
Ее победа в Москве – совсем не гарантия будущих первых мест. Даже не гарантия того, что она окажется в составе сборной команды по итогам национального отбора. Но эта победа на этапе Гран-при войдет не только в ее личную историю. Да, и четверной тулуп, нет сомнения, мы на соревнованиях в исполнении Туктамышевой должны увидеть. И весь зал будет душой прыгать с ней вместе.
ххх
Этап серии Гран-при в Москве показал, что в нашем фигурном катании все-таки спорт пока выше шоу. Последние годы это было совсем не очевидно, скорее – наоборот. Все эти раздражающие «ку-ку», сливы и перепалки целых лагерей, которые «за» или «против», бурно прогрессирующие особенно после двух скандальных трансферов, заставляли буквально ностальгировать. Не поверите, но по тем временам, когда фигурное катание было интересно далеко не многим.
А ведь это было: пустые трибуны национальных чемпионатов, газетные заголовки, «Как привлечь зрителей?». Теперь многих хочется «отвлечь». Не тех, конечно, кто истинный и не умеющий болеть «против». А тех, для кого важна лишь закулисная жизнь. И чем она грязнее, тем лакомства больше. Коллега не из спорта недавно сказала: не могу смотреть соревнования, как только за бортиком возникают популярные персонажи, лезет в голову куча мерзкой информации, от которой не скроешься.
Фанатская извращенная любовь – тема, конечно, из разряда вечных. Людей с подвижной психикой, ни разу не смотревших лично в глаза ни одному спортсмену, пруд-пруди. Все знают, как играть, забивать, бежать, прыгать четыре оборота. Еще – что судьи всегда в сговоре: «дружат» против тех, за кого не заплатили или кто «провинился». Вариантов, как провинился, тоже море. А старты этапов Кубка России в этом году показали, что изрядно поистерлась и профессиональная этика. Когда сразу за выступлением «летит» в информационное пространство оценка из серии «такой отрыв – что-то неприличное», или «задвинули под юниорку», это не честность профи. Обнищание.
Сильнейшие спортсмены России – это всегда столкновение амбиций. Но, как однажды сказала Тамара Москвина про свою группу, в которой тренируются сегодня лидеры парного катания России, «деструктивную конкуренцию не нужно создавать, если это происходит, значит, коллективом руководят неразумно». На этапе Гран-при в Москве разум преобладал. Победе Лизы радовались, за Сашу было больно всем.
Из четырех четверных прыжков – три падения. Ей много раз, конечно, скажут: чтобы подняться, надо упасть. Но, что и как надо менять, и менять ли в подготовке, решает тренерский штаб. После короткой программы Трусова (как и Алена Косторная), вновь рассказывала, что ей в «Ангелах Плющенко» все нравится. И как-то неожиданно прозвучало: «В своей группе я – самая старшая». Этот момент, когда она стала «самой старшей», уже для нее настал.
Не известно, что сказала Саше мудрая Лиза. Но когда-то Туктамышева вспоминала, как ее мама, которая никогда не старалась углубиться в фигурное катание, даже не знает названия элементов, говорила ей, утешая при неудачах: «это всего лишь фигурное катание, ты здоровая девочка, у тебя все будет хорошо». Саша Трусова переживет этот день. Это был всего лишь старт, который не удался.