Возвращаясь к привычному ритму футбольной жизни, нужно вспомнить о проблемах, которых были актуальными и пять, и десять лет назад. Посмотреть на них свежим взглядом после принудительной перезагрузки – очень полезное и наверняка продуктивное занятие.
Вот лишь одна из этих проблем, «подсвеченная» коронавирусным форс-мажором.
Тема расширения РПЛ до 18 команд – стабильно в группе лидеров среди самых обсуждаемых новаций последнего времени. Моя позиция: «формат 18» - идеальное решение для такой большой страны, как Россия. Но нет ничего глупее, чем путать форму с содержанием в отрыве от текущей реальности. А реальность наша такова, что о расширении премьер-лиги можно только мечтать. В ожидании, как говорится, лучших времен.
Вижу как минимум три причины отстаивать свою точку зрения.
Первая – экономика вопроса. Мировая финансовая система находится не в лучшей форме – не нужно быть выдающимся экономистом, чтобы это понимать. Соответственно, и РПЛ, лигу «бюджетников» (за редкими исключениями), регулярно потряхивают нехорошие сигналы: то один клуб испытывает финансовые проблемы, то в другом сложности, то третий на пороге финансового краха и, может так случиться, не закончит турнир…
Понятно, что после рестарта сезона-2019/20 такого рода угрозы в профессиональном российском футболе не только сохранятся, но и примут более острые формы. Тут простая арифметика и понятная социология: если по деньгам не потянут одна-две команды из 16, общими усилиями поддержать их на плаву можно (и нужно). А если тонуть будут пять клубов из 18? Тут даже МЧС не поможет. Сценарий, если создавать «формат 18» искусственно, абсолютно реальный. Подразумевающий в итоге разного рода тяжбы, моральные травмы и искажение спортивных результатов.
В этой логике трижды актуализируется проблема частного финансирования профессионального футбола. Чем дальше, тем ярче примеры сомнительной (это самая мягкая формулировка) финансовой политики клубов, живущих за счет бюджетных денег. Тогда как в командах с участием частного капитала непродуманные шаги – исключение из правил, они по определению вне закона. Невозможно представить, например, чтобы в ЦСКА или в «Краснодаре» созрела ситуация, которую спровоцировал менеджмент «Локомотива» в истории с Юрием Семиным, одним из самых успешных тренеров в истории отечественного футбола. Да быть такого в правильно устроенной футбольной системе не может! Потому что во главе угла здесь – всегда результат, а его можно достичь только при эффективном управлении.
Но речь идет не о том, разумеется, что государство может в этом случае умыть руки и самоустраниться с футбольной арены. Как раз наоборот: без помощи государства решить проблему невозможно.
Во-первых, оно в состоянии помочь бизнесу, который готов содержать клубы с частной формой собственности (принципиальный момент) на уровне налогового законодательства, как это делается во всем мире. Налоговые преференции, позволяющие направлять средства на развитие футбола, - тысячу раз проверенная практика. Один их самых ярких примеров – Китай, где серьезные частные инвестиции в футбольные клубы давно стали нормой.
Надеюсь, и в российском футболе ее применение не за горами: заслуженный тренер России Валерий Газзаев предметно занимается этим вопросом в Госдуме, важная законодательная инициатива уже в работе.
Во-вторых, не обойтись без политической воли. Именно государство должно стать гарантом правильного транзита футбольных капиталов. Инвестициям следует придать совершенно новый смысл: этими деньгами не контракты футболистов нужно щедро питать, а направлять их на развитие футбола – в детско-юношеские школы, на образование педагогов и тренеров, на улучшение инфраструктуры.
Вторая проблема – кадры. Давайте говорить откровенно: мы сегодня и для 16 команд РПЛ квалифицированных футболистов еле-еле по сусекам наскребаем, причем далеко не все из тех, кого наскребли, отвечают уровню РПЛ. А 18 команд кем комплектовать будем? Можно, конечно, открыть шлюзы и запустить в Россию легионеров без счета, но это уже будет сюжет с совсем другим смыслом. Тем более что сильные нам чаще всего не по карману, а слабых в лиге и без того хватает.
В России есть клубы, которые вкладывают в свои академии и средства, и душу, но для такой огромной страны это капля в море. С другой стороны, порадуемся за РФС, который в последнее время запустил целую серию проектов, направленных на развитие детско-юношеского футбола. И опять же: чтобы реализовать глобальный замысел (в частности, систему региональных центров подготовки, оснащенных по самым высоким стандартам), необходима прямая поддержка государства. Финансовая, организационная, моральная.
Вот классический пример из недалекого прошлого, очень простой и понятный. В высшей лиге чемпионата Советского Союза уровень конкуренции был такой, что нынешним поколениям и присниться не может. И это при том, что о легионерах в СССР даже не слышали: все свои, доморощенные. Три-четыре кандидата на позицию, каждый в полном порядке – норма для любого клуба (по всей пирамиде: от высшей лиги до второй и даже КФК). То же самое касалось и сборной, которая, напомню, выигрывала Олимпийские игры, чемпионат Европы, доходила до полуфинала чемпионата мира.
Все это было, и было совсем недавно. То, что сегодня кажется чудом, имеет вполне рациональное объяснение: система подготовки резерва была налажена четко, она работала в режиме нон-стоп, государство очень ревностно относилось к вопросу конкурентоспособности нашего футбола, а футбол его не подводил.
В России и сегодня талантливых ребят много, какие в этом могут быть сомнения? Но их футбольные способности никем не востребованы. Им просто негде заниматься и не у кого. А значит, незачем.
Наконец, инфраструктура. С учетом особенностей нашего климата вопрос инфраструктуры (а вместе с ним календаря и грамотно спланированного тренировочного процесса) – важнейшее условие развития. И здесь без помощи государства никак не обойтись.
После чемпионата мира-2018 дышать в этом отношении стало чуть легче: в стране появились новые стадионы и тренировочные базы, реконструированы старые. Но это по-прежнему всего лишь импульс, а не норма. Норма – это как в Германии, Англии и Испании. Или как в схожих с Россией по климатическим условиям Норвегии с Исландией, где стадионов, полей и манежей больше, чем футболистов.
***
А чтобы закольцевать тему – чисто футбольное соображение.
Один из главных мотивов потенциального расширения РПЛ – дефицит игровой практики. На февральском исполкоме РФС был предложен новый формат розыгрыша Кубка России, подразумевающий введение двух групповых этапов и старт шести ведущих клубов РПЛ с 1/8 финала, а не с 1/16.
Предлагаю доработать схему, отобрав ко второму групповому этапу не 20 команд из низших лиг, а десять. Эту двадцатку (плюс команды РПЛ с 7-го места по 16-е) разбить на пять подгрупп и проводить матчи в дни, когда играются матчи еврокубков: каждый с каждым в два круга. Получим, во-первых, более глубокую интригу, а во-вторых – шесть гарантированных игровых дней, как и у «европейцев». Причем в одни и те же сроки, что исключает ситуации, когда одна команда имеет три дня на подготовку к очередному туру чемпионата России, а другая прошла полноценный недельный цикл…