Европейские СМИ сообщают, что Платини был задержан в Нантерре во вторник утром в рамках расследования, связанного с присуждением Катару права принимать у себя ЧМ-2022. Согласно этой информации, делом занимается Центральное управление по борьбе с коррупцией, финансовыми и налоговыми преступлениями (OCLCIFF).
«МК» связался с адвокатской конторой, представляющей интересы Платини, однако там от комментариев по делу экс-главы УЕФА воздержались.
Французские власти уже несколько лет расследуют возможность «частной коррупции», «преступного заговора» и «злоупотребления влиянием в личных целях» в связи с голосованием в Цюрихе по кандидатуре страны, которая примет ЧМ. Напомним, что в декабре 2010 года стало известно, что футбольное мировое первенство 2022 года будет принимать Катар. Это решение вызвало немало дискуссий (например, в связи с тем, что жара в эмирате может достигать +50 градусов), а также подозрений в том, что ближневосточная маленькая монархия «купила» для себя право стать страной-хозяйкой ЧМ.
Еще в позапрошлом году масс-медиа сообщали о том, что французские прокуроры изучают процесс подачи заявок на проведение мирового первенства по футболу в Катаре – на предмет наличия коррупции в действиях ФИФА. Заговорили о «Катаргейте», в который предположительно оказались вовлечены не только футбольные чиновники, но и политики высокого уровня (например, Николя Саркози).
Ранее – в 2015 году – высокопоставленные функционеры ФИФА в Цюрихе были арестованы семь чиновников международной федерации футбола, которым ранее были предъявлены обвинения властями США. Позже в Соединенных Штатах предъявили обвинения еще 16 функционерам ФИФА в обмане общественности и в том, что за два десятилетия они набрали взяток на сумму в $200 млн.
Теперь, судя по всему, катарский скандал ударил и по Платини. Мишель Платини возглавлял УЕФА с 2007 по 2015 год, когда он был отстранен от футбольной деятельности вместе с бывшим главой ФИФА Зеппом Блаттером на шесть лет. Причиной отстранения стал перевод в 2011 году Блаттером на имя Платини 2 млн швейцарских франков ($2 млн) – законность этого перевода Блаттер доказать не смог. Сами фигуранты этого скандала уверяли, что выплаченная сумма относилась к периоду 1999-2002 гг., когда Платини работал советником президента ФИФА. Хотя об этих деньгах не упоминалась ни в одном контракте, Блаттер утверждал, что между ним и Платини существовала устная договоренность о выплате этой суммы.
Попытка Платини пожаловаться в Спортивный арбитражный суд в Лозанне на решение временно отстранить его от футбола успеха не имела. Правда, через несколько месяцев тот же суд сократил срок отстранения Мишеля Платини от работы в футболе с 6 до 4 лет.
В связи со скандалом вокруг присуждения Катару права проводить у себя ЧМ имя Платини если и звучало в сообщениях СМИ, то больше «по касательной». Так, например, в 2014 году Комитет по правам человека Европарламента раскритиковал возглавляемую в то время Платини УЕФА за позицию по чемпионату-2022. Речь шла об отказе Мишеля Платини прибыть на заседание комитета, где обсуждался скандал вокруг проведения ЧМ-2022 в Катаре. Однако тут речь шла более об обвинениях в адрес Дохи из-за нарушений прав человека вообще и занятых на строительстве спортивных объектов гастарбайтеров.
Ранее – в декабре 2017 года – Платини давал уже показания по поводу своего присутствия на обеде в Елисейском дворце 23 ноября 2010 года (за неделю до голосования в Цюрихе) у тогдашнего французского президента Саркози в компании с катарским наследным принцем Тамином бен Хамадом ат-Тани. Соответственно, возникли подозрения: а не повлиял ли этот ланч на решение главы УЕФА при выборе страны-хозяйки ЧМ-2022 отдать свой голос не Соединенным Штатам (как планировал ранее), а Катару. Ходили слухи, что в обмен на благосклонность катарцы могли обсуждать возможность покупки клуба Paris Saint-Germain и создания во Франции нового спортивного телеканала. Говорили и о том, что Саркози хотел заключить с богатой монархией крупные торговые контракты. Впрочем, доказательств этим разговорам пока представлено не было. Сам же Платини утверждал, что никакой сделки с катарцами не было, а Саркози не заставлял его голосовать за Катар, хотя известно, что сам президент Франции высказывался в пользу проведения ЧМ именно в этой стране. «Я знал, что буду голосовать за Катар еще до обеда и я пошел встретиться с Николя Саркози, чтобы сказать ему об этом, – рассказывал Платини. – Я не знал, что катарцы будут там. Во время ланча я убедился, что президенту Саркози хотелось бы, чтобы я голосовал за Катар. Но он ни разу не просил меня об этом. Потом я позвонил Зеппу Блаттеру, чтобы рассказать ему об этой встрече».
Вполне вероятно, что именно обстоятельства того обеда, который состоялся без малого десятилетие назад, интересуют следователей. Во всяком случае, сообщается, что наряду с Платини допрошен был и Клод Геан, бывший генеральный секретарь Елисейского дворца во времена президентства Саркози. Он тоже присутствовал на обеде с катарским кронпринцем.