Полгода назад российские болельщики с тревогой ждали старта сезона. В Союзе биатлонистов (СБР) сменилось руководство, а многолетний лидер команды Антон Шипулин не спешил возвращаться к тренировкам. С того момента прошли девять этапов и чемпионат мира. А финиш младшего Бё в воскресном масс-старте ознаменовал завершение сезона, который оказался не таким уж и страшным для сборной России.
А следом никого
После чемпионата мира Шипулин уже окончательно стал ассоциироваться с телевизионным экспертом, а фраза: «Бежал бы Антон, мы бы победили» все реже встречалась в сети. Уход лидера сборной прошел безболезненно для нашей команды благодаря Логинову. Александр, к удивлению многих экспертов, с первых стартов сезона ворвался в биатлонную элиту, в которой удержался до самой весны. Второе место в зачете большого Хрустального глобуса — отличный результат для переходного сезона.
«Йоханнес был на голову выше всех в этом году. Мы всегда поздравляем друг друга. По натуре я не завистлив и понимаю, что если кто-то обогнал меня, то он заслуживает победы. С остальными спортсменами мы боролись лишь за второе место, потому что понимали, что он очень силен», - резюмировал Логинов после масс-старта. Можно сказать, что Александр стал первым среди смертных.
Уровень Бё был просто недосягаем для всех остальных. Норвежец, который пропустил почти всю предсезонку из-за медового месяца, был быстрее и точнее других биатлонистов. Он соревновался сам с собой и мог не обращать внимания на остальных.
Главной сенсацией стало итоговое место Мартена Фуркада в общем зачете. Обладатель семи последних Хрустальных глобусов стал лишь 12-м. А в предпоследней гонке младший Бё еще и превзошел его рекорд по количеству побед за сезон, подведя черту под завершением эпохи доминирования француза. Казалось, Фуркад обращал больше внимания на результаты Логинова, чем на свои. Тем ценнее итоговое второе место россиянина, который всю зиму находился под мощным прессингом.
Правда, коллеги Александра оказались далеко позади него в итоговом рейтинге. Евгений Гараничев стал 15-м, а Матвей Елисеев расположился в конце третьего десятка. Пропасть между лидером сборной и другими российскими биатлонистами настораживает. Но тренерский штаб команды это прекрасно понимает. Анатолий Хованцев уже заявил, что в межсезонье будет работать над улучшением результатов других сборников.
Не погнались за хрусталем
Наши девушки же не смогли порадовать обилием медалей в сезоне. Лучшей стала Екатерина Юрлова-Перхт, которая дважды попала на пьедестал в личных гонках. Она и оказалась единственной россиянкой в топ-20 общего зачета. Такие результаты выглядят печально на фоне мужской команды. Только при их сравнении важно уточнить один момент.
От женской команды никто и не ожидал выдающего выступления. Если наша мужская сборная в последние годы была конкурентоспособна, то от былой славы девушек не осталось и следа. В сезоне-2017/18 они ни разу не поднимались на подиум. Так что медали Юрловой-Перхт и золото в эстафете можно расценивать как прогресс.
Борьба за Хрустальный глобус у девушек вышла куда интереснее, чем у мужчин. После чемпионата мира все было в руках итальянки Лизы Виттоцци, но на этапе в Хольменколлене от нее отвернулась удача. В борьбе за трофей ее обошла соотечественница Доротея Вирер. До последнего на победу в общем зачете претендовала и сестра Шипулина — Анастасия Кузьмина, которая стала третьей. Этот сезон стал для нее последним в спортивной карьере, тем обидней упущенный шанс.
Позабыли о винтовках
Переходным сезон стал и для СБР, который в мае 2018 возглавил Владимир Драчев. К союзу то вопросов возникало больше всего. Если спортсмены радовали нас неожиданными медалями, то руководители часто заставляли хвататься за голову от абсурдности ситуаций.
Началось все с Гараничева, который то ли сам отказался бежать гонку, то ли тренеры его не так поняли. «Причем тут СБР?» - спросите вы. Все просто — никакого четкого ответа по ситуации не последовало. Руководство не дало конкретных объяснений произошедшему, а Драчев критиковал Евгения в социальных сетях.
Можно вспомнить и о забывчивости организации. То о визах для этапов в Америке никто не подумал заранее, то билеты на самолет вовремя не купили. А прилет команды на старты в канадский Кэнмор без винтовок буду вспоминать еще долго.
Драчеву и его команде еще есть над чем работать. В первую очередь — над собой. Все перечисленные огрехи можно было списать на неопытность руководства. Только в следующем сезоне такое оправдание никто не примет.
Но подводить итоги сезона с ложкой дегтя в этот раз не хочется. Сборная России завоевала 14 медалей, три из которых пришлись на чемпионат мира. Результат — более чем достойный. Команде можно поставить за сезон уверенную четверку. Ожидания наши ребята превзошли, но аппетит приходит во время еды. Нам есть куда расти. Если СБР и тренерский штаб исправят свои ошибки, то следующий сезон станет настоящим прорывом для сборной.
Своей оценкой сезона с «МК» поделился двукратный олимпийский чемпион Дмитрий Васильев:
- На счету сборной России 14 медалей. Довольны результатом?
- Наградами должны быть довольны спортсмены и тренеры. Мне же всегда будет мало, хотелось больше золотых медалей. В личных гонках первые места занимал только Логинов.
- Половина всех наград как раз на счету Александра. Разница в мастерстве между ним и другими сборниками — проблема нашей команды?
- Руководству СБР стоит над этим задуматься. У нас нет дублеров. В женской команде аналогичная ситуация с Юрловой-Перхт. Кто их будет страховать? Если кто-то из основы заболеет, то и эстафету бежать будет некому. Это говорит о кризисе. Талантливых молодых ребят полно в юниорах. В молодежной сборной их меньше, а до взрослого уровня никто не добирается.
- Как оцените выступление женской команды?
- Тренерскому штабу следует поработать над Мироновой. Она — ценный кадр, с быстрыми то ногами. Но нужно улучшать стрельбу. Как ее подтянет, так и будет результат. Также следует обратить внимание на функциональное состояние, оно у всех наших спортсменок было не самым лучшим.
- На днях Драчев заявил, что в тренерском штабе может появиться иностранец.
- У успешных иностранных коллег всегда можно поучиться. Почему нет? Для приглашения хорошего специалиста нужны деньги. Если у СБР есть необходимые источники финансирования, то проблем не будет.