Уровень чемпионата мира в мужском одиночном катании оказался не просто высоким, а запредельным. Когда в течение нескольких минут – сначала Юдзуру Ханю, а затем Нэтан Чен – устанавливают мировые рекорды с фантастическими программами, это заставляет лишь благоговейно молчать. И даже не задавать восхищенного вопроса: как они это делают?
Впрочем, ответ на этот вопрос есть – он заложен в тройном Т. Трудолюбие, тренер, талант. Обычно элитные спортсмены ставят эти качества именно в таком порядке друг за другом.
Американский фигурист Нэтан Чен стал победителем чемпионата мира. Он обновил два мировых рекорда – в произвольной программе 216,02, и по сумме баллов за обе программы – 324,42 балла. Девятнадцатилетний – и на это тоже стоит обратить внимание – спортсмен начал программу с трех прыжков в четыре оборота: четверной лутц, четверной флип и четверной тулуп, затем исполнил тройной аксель. А вторая половина программы – это три каскада: четверной тулуп и тройной тулуп, тройной лутц и тройной тулуп, тройной флип и тройной сальхов.
За несколько минут до выхода на лед Чена эти рекорды переписал Юдзуру Ханю. Двукратный олимпийский чемпион получил за прокат произвольной программы 206,10 балла, по сумме двух программ – 300,97 балла. Четверной риттбергер, тройной риттбергер, четверной тулуп, каскад четверной тулуп итройной аксель, тройной флип и тройной тулуп, тройной аксель и тройной флип. И только на четверном сальхове была допущена нечеткость.
Эта битва двоих (на третьем месте – американец Винсент Чжоу, 281,16) – не просто украшение и шок чемпионата. Это показ возможностей, которые заложены в человеке. Главнокомандующие мужского фигурного катания – а их сегодня сразу два – просто разрушают представление о том, что есть у этих возможностей граница.
Надежд на медали чемпионат мира в мужском одиночном катании у России не было, но удержание квот было вполне реальным. Если бы не короткая программа.
Михаил Коляда, буквально выковыривающий себя весь сезон из бед, набрав в сумме 262,44 балла, занял шестое место. Да, с произвольной программой он почти справился, но проваленная короткая не дала возможности подняться выше. Или надо было показывать высочайшую сложность, к которой Миша не был готов в Сайтаме.
«У меня не было задачи что-то кому-то доказывать, – говорит Михаил. – Я приехал в хорошей форме, удалось достичь какого-то уровня. Очень своеобразный получился чемпионат. Не задалось в короткой программе – хотя выходил в хорошей форме. Сбой был неожиданным, я в шоке был после него. Произвольная удалась достаточно хорошо, хотя и была помарка на тулупе. Удалось отвлечься от всего и работать, работать, работать».
Как сказал Коляда, «не будем о плохом», но и особенно хорошего в итоге с Мишей в Сайтаме ничего не случилось. Если только почти исполненная произвольная вкупе с потерянной нашими одиночниками квотой не задаст настроения на следующий сезон: превзойти себя и поставить все же задачу не «кому-то что-то доказать», а просто реализовать себя. Не подвести талант и тренера.
«Изменения будут, надеюсь, в лучшую сторону», – пообещал Коляда.
Дебютант чемпионата мира Андрей Лазукин – при отсутствии опыта международных стартов – показал главное для себя и тренера Алексея Мишина: практически не допустил ошибок в двух программах. Два четверных прыжка в произвольной, набор каскадов и тройных, только одна помарка на тройном акселе. На следующий год судьи отнесутся к нему более благосклонно, а пока – десятое место.
Александр Самарин после шокирующей «бабочки» в короткой программе сделал в произвольной все, чтобы не уехать из Сайтамы с тяжелым чувством: сдался в плачевной ситуации.
С двадцатого места выбираться в первую десятку сложно. Когда к тому же десятка эта – звенит от напряжения бушующей битвы.
Саша хорошо сделал каскад четверной лутц и тройной тулуп, но со второго четверного упал… Самарин боролся, как он это уже не раз показывал, получив в сумме 246,93. И это был всего лишь двенадцатый результат. Почти та цифра, которую наши одиночники должны были получить вдвоем для удержания трех квот на чемпионат мира будущего года.
«Это мой первый чемпионат мира, – сказал Александр. – Хотел собраться, откатать произвольную, но все равно были грубые ошибки, которые ранее отсутствовали. Настроение мне все это не поднимает. В короткой программе «бабочка» при первом же прыжке, лутце, повергла меня в легкий шок. Очень стыдно, что это вылезло на этом старте. И меня терзает, что я, по сути, отдал малую золотую медаль. Спасибо тренеру, перед произвольной получилось немного отключиться. И спасибо федерации за шанс представлять Россию. Извините за то, что так получилось. Но я стал сильнее, если дадут еще один шанс, я его использую».
То, что шанс у Самарина проявить себя еще будет, сомнений нет. Как и у Коляды с бесстрашным Лазукиным. Следующий сезон начнется с чистого листа. Главный вопрос – как фигуристы его разрисуют, чтобы потом не терзать ни себя, ни болельщиков словом «шок» с отрицательным значением.
Читайте также: "Танцуем все: серебро Синициной и Кацалапова вернуло Россию в элиту мира"