Сам по себе любой юбилей — всего лишь красивая цифра, просто факт биографии. Большинство людей именно так к этому рубежу и относится. Да и правильно: не стоит искать в круглых датах сакральных смыслов и придавать им слишком уж большое значение. Но ведь это всегда повод оглянуться, задуматься и поговорить о важном, правильно?
Так и поступим.
Карпин и Канчельскис — представители поколения, которое оставило яркий след в истории российского футбола. Действительно, многие ребята, родившиеся в конце 60-х — начале 70-х, сделали блестящие карьеры на международном уровне. Несказанно жаль, что сумма их талантов не помогла достичь серьезных результатов сборной России, но это уже совсем другая история.
Просто в порядке перечисления: в 2018 году 50-летний рубеж взяли Андрей Кобелев и Игорь Колыванов, в 2019-м их догоняют Андрей Канчельскис, Валерий Карпин, Сергей Юран, Омари Тетрадзе, Виктор Онопко, через год юбилярами станут Игорь Чугайнов, Сергей Овчинников, Андрей Тихонов, немногим позже — Дмитрий Аленичев. Заглядываем в календарь чуть дальше — там Дмитрий Парфенов, Дмитрий Хохлов, Сергей Семак, Владислав Радимов и еще, и еще, и еще…
Сразу оговорка: все они состоялись не только как футболисты, но и достаточно серьезно заявили о себе в тренерской профессии, для которой рубеж «45–50» есть начало самого продуктивного в творческом плане периода жизни, когда лучшие годы и команды — впереди.
При этом «поколение юбиляров» объединяет характерная эксклюзивная особенность. В отличие от предшественников, от старших поколений отечественных тренеров, они имеют богатый международный опыт. Почти все прошли через серьезные западные клубы, от «Манчестер Юнайтед» и «Ромы» до «Бенфики» и «Пари Сен-Жермен». Были в них успешны, знают языки, ориентируются в культурах и менталитетах.
Отслеживая связь времен и поколений, двигаемся дальше.
Золотой фонд российского тренерского цеха — люди, в силу разных причин не имеющие сегодня активной тренерской практики на высоком уровне. Но им, разумеется, небезразличен футбол и все, что в нем происходит: Валерий Газзаев и Олег Романцев, Гаджи Гаджиев и Борис Игнатьев, Александр Тарханов и Сергей Павлов, Александр Аверьянов и Борис Стукалов, Леонид Назаренко, Александр Ирхин, Сергей Ташуев — и да простят меня те, кого не назвал, это долгий список.
Наконец, отдельный параграф увлекательной главы — Юрий Семин, действующий чемпион России, главный тренер сборной России Станислав Черчесов и Леонид Слуцкий, который делает международную карьеру на клубном уровне.
● ● ●
Отлично, скажете вы. Замечательные специалисты, но это все и так знают, люди-то известные, уважаемые, титулованные. Дальше что?
А дальше — конец торжественной части, финал юбилейных здравиц с плавным переходом к важнейшей системной проблеме, решение которой и есть смысл существования «Объединения отечественных тренеров». Дело в том, что в основной своей массе великолепные российские тренеры, впитавшие гигантский разнообразный опыт и готовые им делиться, представляющие собой мощную боевую единицу и знающие о футболе все, по большому счету в развитии российского футбола почти не задействованы.
Это гипербола, конечно, принимаю претензии. Но аккуратность формулировок, как показывает практика, не всегда продуктивна. Поэтому говорю как есть, без лишней дипломатии, и это не личное мнение: в последние лет, наверное, десять тренерское сообщество России выключено из основных процессов, связанных с развитием игры. У нашего футбола огромное множество проблем, с которыми, говорят, он отчаянно сражается, но «мощная боевая единица» задвинута по непонятным причинам в глубокий резерв.
Вывод, увы, абсолютно бесспорный. Не то что к решению накопившихся тяжких проблем, но даже к их обсуждению российские тренеры не привлекаются. Кто сможет внятно объяснить — по каким причинам? В чем природа парадокса? Мы вот любим ссылаться на успешный западный опыт в развитии футбола, ищем там примеры для подражания, берем за основу разные программы и методики, да и вообще к иностранцам относимся с традиционным пиететом. Но фундаментальная, тысячу раз доказанная на практике формула, основа всей этой успешной системы, нам отчего-то неинтересна.
Вот она, чего уж проще: Футбольная федерация + Национальное объединение тренеров = Прогресс.
История футбола не знает ни одного исключения! Германия, Испания, Италия, Англия, Франция и далее, как говорится, везде: там, где работает простая и логичная схема, где коллективная тренерская мысль глубоко вовлечена в процесс развития игры, — там и успех. Во всех странах, которые мы называем цивилизованными, у профессионального тренерского сообщества богатый функционал, его голос учитывается на всех уровнях: от узконаправленных специальных вопросов до написания общенациональных программ развития и воспитания подрастающих поколений.
Это настолько привычно и естественно, что никому и в голову не приходит усомниться в точности конфигурации. Ну, в самом деле, простая же логика: кто глубже тренеров погружен в специфику игры, кто лучше их знает все тонкости и нюансы?
Нет другой такой специализации в футболе.
● ● ●
В обозримом прошлом ООТФ много раз выходило на руководство РФС с конкретными предложениями, но фактически без отклика, без встречного интереса. Сейчас определенный контакт с Российским футбольным союзом у «Объединения отечественных тренеров» налажен, мы хорошо общаемся, сотрудничаем по целому ряду вопросов. Но говорить о том, что потенциал российского тренерского цеха задействован хотя бы в минимально приемлемой степени, к большому сожалению, по-прежнему не приходится.
Если бы проблемы, стоящие перед нашим футболом, планомерно решались, можно было бы признаться самим себе: ну что ж, там и без нас все прекрасно, люди знают, что и как делать, им советчики не нужны, а удел тренеров — получать назначения и принимать отставки, только и всего. Но ведь нет: футбол России по-прежнему требует серьезнейших реформ! Мы, как говорится, стоим на пороге перемен. Вот только стоим уже так долго, что мышцы затекли.
22 февраля Российский футбольный союз возглавит новый президент. Конечно, с грядущими переменами связаны и новые планы, новые надежды. «Объединение отечественных тренеров» готово к самому тесному сотрудничеству по всем направлениям развития.
Уверен: если объединить наши усилия, российский футбол сможет сделать серьезный рывок.