Казалось бы, чего общего может быть между хоккеем, футболом и баскетболом? Да, это все командные виды спорта, но принципы игры и спрос на них разные. Главное, что объединяет КХЛ, РПЛ и Единую лигу – общие проблемы. Главы лиг собрались за круглым столом, организованным в рамках форума «Россия- спортивная держава» для того, чтобы обсудить ключевые проблемы отрасли, которые затрагивают на первый взгляд такие разные виды спорта.
Проблемы финансирования спортивных клубов стоят особняком как в хоккее, так в футболе и баскетболе. Увы, но большинство спортивных коллективов нашей страны финансируются за счет бюджета области или региона, а в некоторых случаях, за счет государственных корпораций. Именно сокращение расходов клубов и их оптимизация стоит у руководства КХЛ, РПЛ и Единой лиги особняком:
- Мы проводим некий чемпионат по маркетингу, учим клубы самостоятельно зарабатывать деньги, в зависимости от того насколько клубы хорошо работают с болельщиками, мы по итогу сезона распределяем финансовую помощь от нас. – делится опытом президент Единой лиги Сергей Кущенко. – ЦСКА и «Химки» имеют огромные бюджеты на покупку звезд, маркетинг же это про другое. Та же «Парма» из Перми сейчас самый посещаемый клуб нашей лиги, работа с болельщиками складывается из другого и приносит деньги. У нас бюджет клуба состоит почти целиком из денег, которые дает регион и вот именно для их экономии мы и вводим потолки зарплат и помогаем клуб оптимизировать траты, по средствам составления того же календаря, например.
По словам хоккейного коллеги, вице-президента КХЛ Алексея Краснова, вопрос финансирования клубов лиги целиком и полностью зависит от того, насколько раскручен бренд чемпионата. Именно по это руководство КХЛ готовится завоевывать новые рынки. Так называемая экспансия на запад:
- Наступило время, когда нужно завоевывать все рынки, до которых лига может дотянуться, а не только привычные нам: России и стран СНГ. Для того, чтобы зарабатывать, нам необходимо показывать товар лицом. Поэтому вывозим и в Вену, и в Цюрих матчи регулярного чемпионата, чтобы показать боевой хоккей, который в простых выставочных матчах не такой. У нас в стране больше всего бесплатного спорта на телевидении, нигде в мире такого нет. В шведской лиге 70 миллионов евро годовой доход от продажи прав на трансляции, и бюджет команд формируется за счет этих денег. Если бы мы могли продавать подписку на КХЛ-ТВ за 100 долларов в месяц, то могли бы и три лиги содержать, и клубы бы безбедно жили.
Вопросы финансовой прозрачности также не отъемлемая часть финансовой истории. И здесь баскетбольная лига сделала самый большой прорыв, обязав клубы ежегодно открывать свои бюджеты. По словам Кущенко Единая лига придерживается жесточайших правил по приему новых команд в чемпионат: процент бюджетного финансирования, гарантии о возможности закончить чемпионат, в случае финансовых трудностей и арена большой вместительности.
КХЛ также разработала систему аудита клубов лиги, для приведения всех зарплат хоккеистов к единому знаменателю. За два года, по словам Алексея Краснова, планируется проверить все клубы, выступающие в КХЛ, на текущий же момент аудит уже прошел в СКА, «Йокерите» и «Ак Барсе». Все это для того, чтобы ситуация футбольного «Анжи» в других видах спорта была не возможна:
- Цель в том, чтобы выявить среднюю величину, при которой клубы лиги могут комфортно существовать и привести все именно к ней, потолок зарплат тоже будет от нее зависеть. Это позволит экономить около 12 миллиардов рублей в год. А учитывая, что большинство клубов так или иначе финансируются государством, это важно.
Вопрос регионального спорта, а в частности молодых игроков и их развития, сейчас актуален как никогда во всех видах спорта. Главной проблемой, по крайней мере в футболе, становится развитие спорта в регионах. Добившись успехов, игроки не продолжают играть за свои родные команды, а уезжают на повышение в крупные регионы.
- У нас в Единой лиге у каждой команды есть молодежка. – отмечает Сергей Кущенко. – Мы развиваем региональный баскетбол, проводим молодежные турниры, работаем со студенческой баскетбольной лигой. Все это позволяет скаутам разных команд отбирать талантливую молодежь в молодежные команды. За счет разрыва бюджетов топовых команд и середняков мы получаем ситуацию, в которой региональные клубы развивают молодежь очень активно, потому что именно ими в последствии и формируются их команды.
По мнению президента футбольного клуба «КАМАЗ» из Набережных – челнов именно отсутствия поддержки от местного бизнеса, а как следствие отсутствия у клубов ПФЛ и ФНЛ возможности и желания биться за выход в более сильную лигу приводит к оттоку молодых футболистов из регионов. Государству же необходимо разрабатывать программы по партнерству регионального спорта и бизнеса. Причем одними налоговыми поблажками тут не обойдешься. Но входе круглого стола узнать о том, как же все- таки эту проблему решить услышать не удалось:
- Третий год существует и развивается программа "базовых" видов спорта для регионов. – попытался внести ясность директор департамента спорта высших достижений Минспорта РФ Алексей Морозов. - Что касается частно-государственного партнерства, то в регионах люди постоянно просят о том, чтобы бизнесменам, спонсирующим спорт, делались налоговые послабления. Скажу от себя: схемы налоговых поблажек для бизнеса в спорте – это примитив. Нужны другие способы.
Какие? Собравшимся это выяснить так и не удалось. Много внимания было на дискуссионной площадке уделено и любви некоторых губернаторов к определенным видам спорта. Вот любил, допустим, губернатор Нижнего-Новгорода футбол, было сразу две команды. Выборы, смена власти и уже оба клуба банкротятся, а финансовый поток течет в хоккей. Ситуация пусть и вымышленная, но зато полностью по нашим реалиям.
- Я бы возразил тем, кто говорит, что очень зависит от любви губернатора. – парировал жалобы региональных глав спортивных организаций Сергей Кущенко. - Нельзя на это закладываться. У нас губернаторы чаще меняются, чем успеваешь что-нибудь построить. Вот любит он гольф, допустим, что, за свой срок его развивать будет? Только начинаешь двигаться, сменился. Не должно быть так, чтобы спорт зависел от любви губернатора.
В хоккее же подпитка молодыми игроками осуществляется немного иначе. КХЛ лига очень закрытая, чтобы попасть в нее клубу недостаточно показывать высокие результаты. Карьерный лифт там устроен, по мнению Алексея Краснова, немного иначе:
- У нас есть Молодежная хоккейная лига (МХЛ), Высшая хоккейная лига (ВХЛ), следим за их играми, отслеживаем молодых ребят. Потолок зарплат, который мы хотим ввести, приведет к тому, что будет спрос на молодых игроков, а где их брать, кроме как в региональных командах ВХЛ? Закрытость лиги не мешает притоку игроков: ты достиг уровня, тебя поднимают в КХЛ. Мы не принимаем клубы сейчас, в основном российские, потому что болельщицкая база в нашей стране ограниченная. Активно интересуется хоккеем не более 12 миллионов человек, это наша питательная база. Мы можем нарубить и еще 15 команд, у них будет по 300 болельщиков. Вот раньше говорили, что одного рыцаря кормили 3 деревни, а сколько будет кормить одного игрока?
Подобные мероприятия призваны, по большей части, очертить круг проблем большого спорта и выработать пути их решения. Очень жаль, что представители РПЛ были не многословны, ведь все следящие за футболом прекрасно знают о проблемах в нем существующих. Так что же получается, КХЛ и Едина лига более самостоятельны только потому что им приходится кормить себя самостоятельно?