Но речь пойдет вовсе не о Роналдо и даже не о «Вильярреале», а о том, как сумели реализовать себя лучшие в мире футболисты после того, как повесили бутсы на гвоздь. Вариантов послефутбольного трудоустройства в избытке. Чаще всего экс-футболисты переходят на тренерскую работу или становятся агентами. Проще говоря, остаются в футболе. Но нередки и случаи, когда спортсмены радикально меняют сферу деятельности, становясь крупными бизнесменами, священниками, пожарными и даже кинозвездами. Мы же ограничим нашу выборку лишь теми игроками, кому доводилось получать «Золотой мяч».
Джордж Веа
Первый неевропеец, получивший «Золотой мяч», и после завершения игровой карьеры добился выдающихся успехов. В политике. Одними из главных его козырей на поле были выдающийся дриблинг и умение сменить направление как движения собственного, так и командной атаки. Вот и на политической арене Веа продемонстрировал умение держать нос по ветру. Впрочем, еще в бытность игроком Веа демонстрировал умение флюгерить даже там, где это категорически не приветствуется. Дело в том, что либериец дважды менял вероисповедание. Сначала из христианства обратился в ислам, а 10 лет спустя стал протестантом. Быть может, объяснением тому служит непростая футбольная судьба, ведь Веа заслужил все свои персональные награды на фоне выступления за сборную Либерии, с которой он так ни разу и не сыграл на чемпионате мира по той причине, что эта команда ни разу в финальную стадию не пробивалась.
Степень популярности Веа на родине сложно переоценить. Неудивительно, что с таким бэкграундом он довольно быстро нашел свое место на политическом олимпе, начав штурмовать кресло президента страны еще в 2005-м, когда собрал почти треть голосов избирателей, но проиграл во втором туре Элен Джонсон-Серлиф. Проиграл сопернице-рекордсменке, ставшей первой на Африканском континенте женщиной-президентом в истории. А на выборах в 2017 году Веа победил, став 25-м президентом Либерии.
Спортсменами-политиками в наши дни никого не удивишь. Арнольд Шварценеггер, Виталий Кличко, Николай Валуев, Каха Каладзе... Этот список высокопоставленных чиновников можно продолжать очень долго. Но до кресла президента страны до Веа не добирался никто в мире. Как никто из неевропейцев не добирался до него до «Золотого мяча».
Зинедин Зидан
Блистательный Зизу царствовал на футбольных полях на стыке веков и за это время успел собрать приличную коллекцию трофеев, выиграв чемпионаты мира и Европы, победив в Лиге чемпионов и Кубке Интертото, а успехи в национальных чемпионатах и личные награды и вовсе не поддаются подсчету. Один из умнейших в истории футбола игроков, классический представитель плеймейкеров был в центре внимания в любой ситуации, и неудивительно, что в Париже в Центре Помпиду установлен памятник, запечатлевший памятный удар Зизу головой в грудь Марко Матерацци в финале чемпионата мира-2006. Тот конфликт француза и итальянца на поле завершился удалением Зидана, без которого сборная Франции в итоге проиграла финал сопернику.
Позор? Подвел команду? Как бы не так! И памятник этот является отличным подтверждением того, что Зинедин был не просто игроком, а личностью, влияние которой выходило и выходит далеко за пределы футбольного поля. Тот удар стал последним, что сделал игрок на поле в своей карьере, а памятник призван показать, что великим Зизу был в каждом своем проявлении.
После того как бутсы были повешены на гвоздь, Зизу стал помощником президента «Реала» Флорентино Переса. Через год был повышен до советника, а еще год спустя стал спортивным директором «сливочных». Но кабинетная работа не приносила удовольствия, и француз решил, что необходимо переходить на тренерскую работу. Для начала он поступил в университет города Лимож, где был и факультет спортивного менеджмента, а параллельно тренировал в академии мадридского «Реала». Зидану предлагали вернуться на пост спортивного директора королевского клуба, но он предпочел должность помощника Карло Анчелотти в первой команде, а после получения диплома встал у руля молодежной команды «Реала».
Прошло всего полтора года, как Зинедин оказался в кресле главного тренера первой команды, освободившемся после ухода Рафы Бенитеса. И в своем первом же сезоне начинающий тренер добрался с командой до финала Лиги чемпионов, в котором в серии послематчевых пенальти был обыгран «Атлетико». Этот успех французского тренера стал первым для его соотечественников в истории главного европейского клубного турнира. В следующем сезоне Зидан вновь вместе со своей командой поднял Кубок чемпионов над головой, разгромив в финале туринский «Ювентус», в составе которого в свое время в качестве игрока провел не один замечательный сезон. На следующий год Зизу со «сливочными» повторил вечный тренерский рекорд, который делили до этого Боб Пейсли и Карло Анчелотти, выиграв Лигу чемпионов в третий раз подряд.
Сегодня Зидану всего 46, что по тренерским меркам считается едва ли не юношеским возрастом, а он уже добился успехов, превзойти или повторить которые практически невозможно не только его коллегам, но и ему самому. Что дальше? Похоже, на этот вопрос пока нет ответа даже у самого Зинедина. Всего через 5 дней после последней победы в ЛЧ на специально собранной пресс-конференции француз объявил о том, что покидает пост главного тренера «Реала». Что может его заинтересовать? Валерий Газзаев в интервью «МК» как-то заметил, что, выиграв с ЦСКА в России все что только можно по нескольку раз, а заодно победив в еврокубке, найти для себя мотивацию на следующем месте работы крайне сложно. Валерий Георгиевич говорил, что необходим вызов, новая вершина, которую захотелось бы покорить. Что может стать такой вершиной для Зидана?
Ответ лежит на поверхности. Вряд ли для Зизу остались непокоренные вершины в клубном футболе. Хотя, как и в игроцкую бытность, ему пока не доводилось побеждать в Лиге Европы. Впрочем, этот турнир француз обошел стороной по вполне понятным причинам, хотя и добирался вместе с «Бордо» до финала Кубка УЕФА в далеком 1996-м.
Вызовом может стать лишь достижение со сборной, но вряд ли после победы французов на мундиале в России Дидье Дешам в ближайшее время уступит свой пост недавнему партнеру по национальной команде. Другая сборная? Это уже риск. В первую очередь репутационный. Стремительно ворвавшись в тренерскую элиту, Зидан должен подтверждать свой высокий статус, а сделать это будет крайне сложно. И в «Реале», и теоретически в сборной Франции он может рассчитывать на всестороннюю поддержку. В этом клубе и этой сборной он икона, на которую не стесняются молиться, но такого окружения и атмосферы для него больше не будет ни в одной команде мира, так что придется 100 раз подумать, прежде чем принять любое из поступающих предложений.
Мишель Платини
Еще один великий француз. Если Зидан — икона французского футбола, то Платини — храм, в который приходят этим футбольным иконам молиться. Признанный на родине лучшим футболистом ХХ века, трехкратный обладатель «Золотого мяча» с 2007 года после завершения игровой карьеры тренировал сборную Франции, с которой очень обидно уступил путевку в полуфинал Евро-1992 датчанам. Платини зажигал олимпийский огонь в 1992-м в Альбервиле, возглавлял организационный комитет ЧМ-1998 во Франции, входил в различные комитеты ФИФА и УЕФА, но пиком его деятельности функционера стало избрание на пост президента УЕФА в 2007-м.
Мишель дважды переизбирался на новый срок, успел наладить тесные отношения с Россией, куда приезжал довольно часто. Стартующая на днях Лига наций — его детище и задумка. Но в 2015-м Платини был отстранен от занимаемой должности комитетом по этике ФИФА. УЕФА отказалась выполнять это требование, выразив полную поддержку и доверие своему руководителю. Камнем преткновения стали 2 млн долларов, которые на счет Платини перевел Йозеф Блаттер. Объяснения двух крупнейших футбольных функционеров ФИФА не удовлетворили, и в итоге Платини и Блаттер получили 8-летнее отстранение от футбольной деятельности.
Герд Мюллер
Есть и обратные, негативные примеры, коих в спорте вообще, возможно, даже большинство. Но мы, напомним, ведем речь не о простых спортсменах, которые спивались и пропадали не только в жизни, но и на телеэкранах, а о лучших из лучших в самом популярном виде спорта на планете. Одним из самых известных падений является постфутбольная история легендарного напарника Пеле по сборной Бразилии Гарринчи, которого алкоголь, наркотики и пристрастие к азартным играм довели до цирроза печени и комы, из которой ему так и не суждено было выйти. Но Гарринча, как и Пеле, не имел даже теоретической возможности получить «Золотой мяч», в то время как у Герхарда Мюллера он имеется.
Помните, как персонаж в исполнении неповторимого Олега Янковского в фильме «Тот самый Мюнхгаузен» говорит, что в Германии иметь фамилию Мюллер — все равно что не иметь никакой. Это абсолютная правда, подтверждаемая одним-единственным исключением — если речь не о Герде Мюллере. Легенда немецкого футбола, чемпион мира и Европы, трехкратный обладатель Кубка европейских чемпионов был любимцем всей Германии и по праву именуется одним из лучших форвардов в истории футбола. Немецкие болельщики называют его не иначе, как «бомбардир нации». Окончание выдающейся игровой карьеры далось крайне сложно.
Как и один из героев фильма «Москва слезам не верит», он никак не мог привыкнуть к жизни на «гражданке» и постепенно пристрастился к алкоголю. Зеленый змий стал тем соперником, обыграть которого не удалось, а сам Мюллер проигрался ему в пух и прах. Друзья и бывшие партнеры пытались помочь Герхарду, уговорили пройти реабилитационное лечение, устроили на тренерскую работу в любительский клуб «Бавария». Сегодня он страдает от болезни Альцгеймера, не узнает родных и близких. А родные и близкие просят журналистов обходить Мюллера вниманием, чтобы «бомбардир нации» навсегда остался в памяти как выдающийся футболист.