Как и вся спортивная (да и не только спортивная) Россия, очень внимательно следил за главным событием года в нашей стране — футбольным ЧМ-2018. В контексте обсуждения программ наследия лучшего чемпионата мира в истории, каким его заслуженно назвал президент Международной федерации футбола Джанни Инфантино, нельзя не сказать об одной системной проблеме, особенно выпукло проявившейся в дни турнира, — это плохое знание иностранных языков.
Да, международную реакцию на этот мундиаль можно подытожить двумя словами «спасибо, Россия!». Именно эта фраза на протяжении месяца звучала на всех языках мира, во всех социальных сетях, прежде чем была размещена хорватскими болельщиками на баннере, с которым они прошли по Москве на полуфинальный матч против Англии. Пожалуй, одной из характерных особенностей нынешнего чемпионата мира стала сильная эмоциональная связь с событием и страной-хозяйкой, которая одинаково проявилась среди футбольных болельщиков во всех странах: от США до Японии.
Но эта эмоциональная связь с Россией могла быть еще сильней, если бы гости, как до этого на Олимпиаде-2014 или Всемирном фестивале молодежи и студентов в Сочи, могли бы не только увидеть, прочувствовать и проникнуться, но и услышать!
В дни ЧМ-2018 Россию посетила миллионная армия фанатов из 50 с лишним стран, представляющая динамичную, как правило, высокооплачиваемую категорию населения. Настоящий «средний класс», который потратил серьезные средства на поездку. Именно эта «таргетная» аудитория является основной категорией потребителей и во многом формирует общественное мнение в своих странах. В этой связи закрепление позитивного, во многом неожиданного эффекта восприятия нашей страны — эффекта terra incognita — является одной из стратегических задач и возможностей для дальнейшего формирования позитивного имиджа России. Да, чемпионат мира завершен, но футбольный мир открыт для нас, готов и дальше без идеологических шор воспринимать и транслировать реальную информацию о нашей стране.
Одним из главных слов в подведении итогов чемпионата является «наследие». Обычно оно используется в контексте эффективного использования инфраструктуры, увеличении количества занимающихся футболом, но сейчас, уверен, такая программа нужна и для дальнейшей работы с глобальной аудиторией, открывшей для себя Россию.
Уже принято решение о том, что Fan‑ID обеспечит безвизовый въезд до конца года (а ведь Россия и без того в прошлом году вошла в топ-10 стран по въездному туризму!). Но как мы будем понимать друг друга, когда радушной улыбки окажется недостаточно для преодоления языкового барьера? Незнание языков — наш собственный инструмент самоизоляции, который сегодня работает против России сильнее многих механизмов санкционной политики. И пора решать эту проблему!
Георгий БРЮСОВ, вице-президент Европейского комитета Объединённого мира борьбы, специально для «МК»