Алине Загитовой 18 мая исполняется 16 лет. Конгресс начнется 4 июня в испанской Севилье. Предложение голландцев по Алине не ударит - ни в какие юниоры на «пересидку», как уже предполагали некоторые эксперты, она не отправится даже в случае принятия нового возрастного ценза. Предложение предполагает внесение изменений с сезона-2020-2021 именно для того, чтобы спортсменкам, уже сейчас выступающим на взрослом уровне, не пришлось отправляться к «мелким». До абсурда – отправить олимпийскую чемпионку на юниорские старты – не дошли еще даже самые горячие головы. Спасибо, что называется, и на этом.
А вот Александре Трусовой, «нашумевшей» на юниорском чемпионате мира – два четверных и семь тройных - летом 2020 исполнится 16 лет, и при принятии решения она «пролетает» мимо взрослых стартов. Только в марте 2021-го будет 17 лет Анне Щербаковой, которая сегодня исполняет на тренировках каскад из четверного лутца, тройного тулупа и тройного риттбергера… (Кстати, тренер Этери Тутберидзе уже вступила в заочную дуэль с Брайаном Орсером, новым тренером Евгении Медведевой, который сомневается в том, что прыжки у девочек сохранятся через какое-то время.)
Так, что: не девичье это дело – женское одиночное катание? Первым решительным голосом на заседании исполкома Международного союза конькобежцев выступил в развязанной далее дискуссии вице-президент федерации фигурного катания США Самюэль Оксье. Предложил просто: надо несовершеннолетних спортсменов оставить за взрослым бортом. И разрешать переход спортсменкам во взрослое катание в 17 или18 лет. Минимум.
«Зрителям нужно взрослое катание, спортсменкам должно быть минимум 17–18. Нынешнее положение дел мешает развитию конкуренции, популяризации нашего спорта в других странах, снижает интерес к фигурному катанию, привлекательность фигурного катания».
Правда в словах есть. И заключается в том, что конкурировать с юными спортсменками более взрослым (а таковыми становятся уже с 18-19 лет) трудно – россиянки они или не наши звезды, не столь важно. Юность дает преимущества и психологического и физического характера. (Хотя старты есть старты, от ошибок не застрахован никто и чемпионат мира в Милане, на котором наши одиночницы остались вовсе без медалей – тому пример).
И если правила будут изменены, трагедии не произойдет. Не знаю, правда, почему голландцы проигнорировали возраст в 16 лет – со всех точек зрения признанный самым-самым расцветом женской души и тела. Но неприятно в очередной раз, что правда эта выскакивает в нужное для кого-то время: если бы нынче выиграла Олимпийские игры Сара Хьюз, как это случилось в ее 16 лет на американских Играх-2002, или Тара Липински, победившая в Нагано в ее 15 лет, мистер Оксье вопрос бы этот не поднимал вовсе.
Да и взрослое катание к возрасту имеет иной раз не совсем прямое отношение. Почувствовать музыку, насытить программу пластикой, катать душой, не забывая о технике – все это мы видели, и не раз за последние годы, как раз в программах наших фигуристок. Будь по-другому – не произвела бы буквально фурор именно исполнением программ 15-летняя Юлия Липницкая в Сочи-2014, не удалось бы выиграть 17-летней Аделине Сотниковой, не побеждала бы два года на всех стартах, начиная с 15 лет, Евгения Медведева, не стала бы с роскошными программами олимпийской чемпионкой Алина Загитова…
Возраст – вообще понятие растяжимое: кто-то из спортсменок и в 18 будет выглядеть цыпленком. А та же Алина Загитова – уже красавица во всех смыслах слова. А спорить с тем, что талант впитывает в себя все компоненты успеха (особенно технические навыки) с младых ногтей, бессмысленно. И вряд ли отстроченный выход на взрослый лед остановит разучивание элементов тогда, когда организму к ним проще подобраться – без лишнего веса и лишнего страха.
На Олимпийских играх самыми младшими обычно бывают фигуристки и гимнастки. Эти виды спорта предполагают раннее обучение. И это раннее обучение никто не отменит. Как и то, что, начав с юных лет побеждать, спортсменка меняется и в жизни, и в спорте.
«А почему не делать возможные вещи? Тем более что спорт – это профессия. И мне было не очень приятно, когда в 20 лет меня называли ветераном гимнастики. Отчасти это, может, и прикольно. Но мне казалось всегда не очень правильным. Да, гимнастика – сложный вид спорта, но все же один олимпийский цикл для спортсмена – слишком мало. Я, например, за один цикл не успела насладиться и насытиться помостом. Может, после первого четырехлетия у меня все только и началось: я стала понимать смысл гимнастики, смысл тренировок, для чего я это делаю. Я полностью поменялась. Раннее ветеранство – может, и несправедливость. Но для нее есть объяснение: гимнастика – сложный вид спорта и, чем ты меньше, тем легче тебе в нем. Легче исполнять сами элементы. Чем буду брать в таком случае? Упорством, желанием, работой», - рассказала в интервью «МК» двукратная олимпийская чемпионка по спортивной гимнастике Алия Мустафина, вернувшаяся сегодня на большой помост после рождения дочки.
Как развить юную спортсменку, чтобы не травмировать, как грамотно подводить к сложности – это вопрос тренерского штаба. Дело судей – выведение результата: что показано с технической стороны, на каком уровне артистизм, независимо от возраста. Вопрос – кому и когда в спорте легче, с грузом прошлого или без него, с жизненным опытом для воплощения образов в программах или без него – абсолютно индивидуален. Трибуны же оценивают выступления аплодисментами. И любовью. Ни одна из юных чемпионок обделена этим чувством явно не была. И вряд ли кто-то, восхищаясь, повторял, как заведенный: ей – пятнадцать лет!
Вице-президент ISU Александр Лакерник говорит, что конгресс еще только должен принять теперь решение, обсуждать ли внесенный вопрос? Затем – будет рассмотрено само повышение возраста.