- Я не являюсь делегатом ни от одной из территорий, но, полагаю, выражу мнение очень и очень многих из тех, кто 18 мая будет принимать участие в выборах президента и членов правления.
О том, что изменения в этом нашем виде спорта назрели, стало известно далеко не сегодня. Снижение результатов национальной команды, тотальные допинговые проблемы и угроза полноценного существования российского биатлона в международной семье требуют решительных и безотлагательных мер. Ни одна из предложенных кандидатур Владимира Драчёва, Виктора Майгурова и Дмитрия Алексашина (который выдвигается на этот пост скорее по привычке и также по привычке снимет кандидатуру), не является на 100 % оптимальной – именно поэтому борьба на выборах будет нешуточной.
Майгуров, на первый взгляд, превосходит Драчёва в опыте биатлонного функционера. За его плечами восемь лет работы в Международном союзе биатлонистов (IBU) и долгие годы - в биатлонной столице России Ханты-Мансийске, но есть в его послужном списке и настораживающие факты. С 2008 по 2011 годы он занимал пост министра спорта Югры, и при смене губернатора был вынужден его экстренно покинуть по причине несоответствия должности. Причина оказалась банальной: диплом о первом высшем физкультурном образовании оказался поддельным, а само образование, как и второе юридическое - недействительным. На недавнем тренерском совете в Ханты-Мансийске Майгуров отчитался о том, что навел в этом вопросе порядок, но осадочек, как говорится, остался – подлог документов претендента на высокий пост не красит.
Впрочем, нынешний кандидат пришёлся ко двору команде Михаила Прохорова, от которой он был выдвинут сперва в техком IBU, а впоследствии – уже на пост первого вице-президента этой организации, сменив там Сергея Кущенко. Именно действия менеджеров прохоровской команды (в том числе и продолживших работать после 14 года) привели биатлон к его худшему состоянию - полному отсутствию олимпийских медалей в 2018 году и «допинговому наследию», с которым нынешний президент СБР Александр Кравцов возится на протяжении всего срока своей работы.
Еще один настораживающий факт - 90 % руководителей СБР последнего десятилетия так или иначе нашли себе место в избирательном штабе Майгурова. Здесь и работавшие до него в комитетах IBU патриархи Дмитрий Алексашин и Вадим Мелихов, и неожиданно всплывший знаменитый биатлониси, который, как герой анекдота, долго так и не мог определиться с кем он — с умными или красивыми.
Стоит ли от такого сплава ждать конструктивных перемен? Но этот риторический вопрос лишь цветочки. Ягодки у нас впереди. В апреле австрийская полиция инициировала дело о коррупции в IBU, по результатам которого президент Андерс Бессеберг и генеральный секретарь Николь Реш были отстранены от исполнения обязанностей. Им вменяется систематическое сокрытие положительных допинг-проб и коррупция при выборе мест проведения чемпионатов мира. В частности, упоминается, что при выборе чемпионата мира в Тюмени в 2021 году делегаты получали деньги, а Бессеберг об этом знал. Всего открыты дела в отношении 12 фигурантов, но их имена пока не сообщаются.
Какова вероятность, что в их числе окажется единственный представитель России и первый вице-президент Виктор Майгуров, вы можете представить сами. На мировой арене нас сейчас «любят» как, пожалуй, никогда. А ведь если начнут копать глубже, то и деятельность Мелихова и Алексашина, работавших в IBU более десяти лет, также может быть подвергнута строгому разбору. И что тогда? В случае избрания Майгурова президентом, Россия рискует получить нелегитимного, с точки зрения IBU, руководителя. В IBU он не будет иметь никакого веса и даже аккредитации на соревнования (в случае, например, пожизненной дисквалификации – посмотрите на то что делается в футболе и легкой атлетике). Уже сильно подпорченному имиджу российского спорта будет нанесён ещё один удар, причём от своих.
Новое же руководство международного союза, кто бы его не возглавил, будет действовать куда решительнее Бессеберга. В начале мая IBU уже вынесен вердикт по делу Екатерины Глазыриной, и она получила двухлетнюю дисквалификацию только на основании базы данных Московской антидопинговой лаборатории. За ней могут последовать и другие громкие антидопинговые дела, способные поставить под удар сам статус СБР, который до сих пор является лишь временным членом. В сезоне 2018/19 Россия не получила международных соревнований по биатлону и нет гарантии, что получит их через год. Доверить решение этих проблем тем, кто их создавал было бы по меньшей мере глупо. Очень надеюсь на то что делегаты Конференции не захотят выглядеть глупцами.