«Объяснил полякам, что в Сочи расстояние надо измерять светофорами, а не километрами»
— Станислав Саламович, вы ведь владеете множеством языков. Помогает в работе? На недавнем тренерском форуме в Сочи, например, как с коллегами общались?
— Ну, не так и много знаю я языков. Русский, осетинский, немецкий, английский — всего четыре. (Улыбается.) На немецком пообщались и с главным тренером сборной Швейцарии Владимиром Петковичем, и с представителями штаба сборной Германии. Сам Йоахим Лев не смог приехать, но с его помощниками нам было что обсудить. С Карлушем Кейрушем, который возглавляет национальную команду Ирана, беседовали на английском. С португальцем получилась очень содержательная беседа, проговорили больше часа. Мне был интересен его опыт, ведь он работал с молодежными сборными, когда там выступали Луиш Фигу, Руй Кошта и другие, ставшие звездами европейского футбола: подавляющее большинство футболистов из той команды дошли до первой сборной и добились высоких результатов в клубах, где играли ключевые роли.
— Раскрыл Кейруш секрет, как не терять игроков при переходе из молодежного во взрослый футбол?
— Оказалось, что на многие вещи мы смотрим одинаково. Но здесь же все зависит не только от системы или от тренерского штаба — на футболисте тоже лежит ответственность. Крайне важно, какие цели и задачи он перед собой ставит. Ведь вспомните юношескую сборную с Александром Прудниковым, которая под руководством Игоря Колыванова выиграла чемпионат Европы. И где эти ребята? Никто из них не то что в национальной сборной не играет, но даже не находится на ведущих ролях в своих клубах.
— К вам как к тренеру команды — хозяйки мундиаля со стороны иностранных коллег, наверное, тоже немало вопросов было?
— Подходили, к примеру, знакомые поляки. Я поинтересовался, где они будут жить в Сочи. Ответили, что в 12 километрах от стадиона. Успокоил их немного, объяснил, что в Сочи километрами расстояние мерить не принято. Они удивились: а как же? Светофорами, говорю. Можно и 20 км за 10 минут проехать, а можно 5 км и за час не осилить. Так что настоятельно им посоветовал со всей серьезностью отнестись к перемещениям по городу и планировать маршруты заранее.
— До вас доходили сообщения, что сборные Англии и Коста-Рики хотят оградить свои базы на ЧМ-2018 высоченным забором?
— Вообще не думаю, что командам имеет смысл прятаться от журналистов или болельщиков. Наша сборная специально не пытается кому-то искусственно понравиться, с кем-то заигрывать. Стараемся своими действиями на поле показать, что слово и дело у нас не расходятся. Не отгораживаемся ни от кого, проводим открытые тренировки, встречаемся с детьми, контрольные матчи собирают аншлаги.
«Смогли справиться с Месси, постараемся остановить и Салаха»
— Как технически проходит выбор места проведения контрольных матчей?
— Во главе угла в любом случае стоит спортивный принцип. Сначала решаем, насколько интересно и полезно нам будет сыграть с тем или иным соперником, а уж затем определяется место встречи. Французы вот с нами хотели сыграть обязательно в Питере. А вот испанцы настаивали на том, чтобы матч обязательно начинался в 21.45 по московскому времени, что позволяло им вести трансляцию матча в привычное время. Не все условия нас устраивают, но мы не капризничаем, прорабатываем имеющиеся варианты. Понятно, что игры с такими именитыми соперниками вызовут интерес у болельщиков, так что во сколько бы такой матч ни начинался, зрители заполнят стадион.
— Матч со сборной Бразилии состоится в «Лужниках». Это пентакампеоны настояли на этой арене?
— Все хотят сыграть на большой арене. Мы уже проводили там встречу с аргентинцами, и со спортивной точки зрения арена всем понравилась. Знаю, что были определенные накладки с болельщиками, но теперь организаторы должны устранить все допущенные в прошлый раз ошибки. Тестовые матчи будут проходить на всех аренах, что примут матчи чемпионата мира. Мы побывали уже на всех аренах, где предстоит играть, за исключением самарской.
— Сильно изменились «Лужники»? Мы — болельщики и журналисты — видим перемены с трибун. А как это выглядит с тренерской скамейки? Вы же хорошо знакомы с ареной, на которой и «Наполи» во главе с Марадоной обыгрывали, и свою первую победу как тренера «Спартака» одерживали…
— Все стало более новым, современным, эстетичным. Единственное, что не поменялось — величественная аура.
— Выбирая соперников в контрольных матчах, вы держали в голове команды Уругвая, Саудовской Аравии и Египта, с которыми вам предстоит встретиться на групповом этапе мирового первенства? Что в приоритете: континентальная принадлежность соперника или его игровой стиль?
— Если вы обратили внимание, то мы и с африканскими командами встречались. Конечно, от игры с каждым соперником мы стремимся получить максимум пользы. Последним из контрольных матчей перед чемпионатом мира у нас запланирована встреча с Турцией, которой мы должны игру. В принципе по игровому стилю эта команда напоминает Египет. К Уругваю нам помогут подготовиться матчи с Аргентиной и Бразилией. Да, эти команды, быть может, не очень похожи на уругвайскую сборную в игровом плане, но касательно психологии и эмоциональности они довольно близки.
— А как подготовиться персонально к египетскому форварду — одному из лучших футболистов мира Мохаммеду Салаху?
— Здесь ближе всего Лео Месси — такой же юркий и быстроногий. Против Лионеля мы нашли противоядие в Москве, постараемся остановить и Мохаммеда. Имею возможность смотреть много футбола, анализировать. Видел достаточно матчей с участием Салаха и могу с уверенностью сказать, что в «Ливерпуле» и сборной Египта это два разных игрока. Не хуже, не лучше — просто действует он в этих командах по-разному. Но это легко объяснимо: разные партнеры, разные позиции на поле. В сборной он играет первую скрипку, а в «Ливерпуле» у него всегда рядом есть такие напарники, как Фирмино и Коутинью. Но не подумайте, что я принижаю возможности сборной Египта. Там у Салаха есть достойные партнеры, выступающие за клубы английской премьер-лиги.
— Еще один соперник в контрольных матчах — сборная Австрии.
— От каждого матча стараемся получить максимум полезной информации. Это будет выездная встреча с серьезным соперником, стадион будет заполнен. Он мне хорошо знаком, я там становился чемпионом. Попросил, чтоб выделили раздевалку, в проектировании которой я сам принимал участие, когда работал тренером.
«Какой смысл мне следить за матчами ПСЖ? Что я, Неймара не видел раньше?»
— Играя и тренируя в Австрии, вы были очень популярны, у вас имелось несколько персональных фан-клубов. А как обстоят дела сегодня?
— Время не стоит на месте, пришло новое поколение игроков, но связи и контакты в Австрии сохранились. Вот смотрите (достает смартфон) — постоянно переписываемся в общем чате «Легенды «Тироля».
— А с польской «Легией», которую возглавляли еще относительно недавно, на связи?
— Вот буквально вчера с пресс-атташе клубным переписывались. Общаемся и с гендиректором, и с вратарем, и с капитаном команды. С кем-то больше, с кем-то меньше, но связь не теряем.
— Если вспоминать вашу «Легию», то каков был уровень той команды? Какое бы место она могла занять в чемпионате России?
— Очень сложный вопрос. Конечно, игроков такого уровня, которые, к примеру, есть в «Зените», у нас не было. Но нас это особенно не останавливало. Не могу сказать про место точно, но боролась бы «Легия» за место в тройке наверняка. Да и играла бы команда в РФПЛ совсем иначе, чем в первенстве Польши. Разные турниры — разные подходы.
— Сколько матчей за один день вы можете успеть посетить? Складывается впечатление, что какую игру РФПЛ ни включишь по телевизору, а на трибуне Станислав Черчесов сидит.
— Обычно 1–2 матча. Это тот случай, когда точно лучше один раз все самому увидеть, чем потом сто раз услышать. Глазам я доверяю намного больше, чем ушам.
— Когда отправляетесь на такие матчи, что для вас важнее: увидеть игру не по телевизору, а с трибун, или пообщаться с кандидатами в сборную, с их окружением?
— Если возникает необходимость в общении, то предупреждаю заранее. На форум в Сочи специально прилетел на день раньше, чтобы встретиться с находившимися там спартаковцами. Красно-белые к тому моменту уже успели провести в возобновившемся сезоне пару матчей, и у меня были определенные наблюдения и просьбы, которые я и адресовал сборникам. И уже в матче с «Локомотивом» я увидел, что ребята меня услышали и поняли.
Что касается футбола не по телевизору, то тут дело в том, что камера неспособна показать все происходящее на поле. В основном она сфокусирована на мяче, а для меня не менее важно и то, как игрок действует на поле без мяча. Это лишь один из множества нюансов, разглядеть которые можно только своими глазами.
— На матчи Футбольной национальной лиги не планируете заглянуть?
— Посмотрел недавно матч «Енисея» с «Авангардом», следил за играми «Спартака» и «Динамо» в Кубке России, но не сказать, что я частый гость на матчах ФНЛ. Но если для широкой футбольной общественности имена игроков из низших дивизионов мало о чем говорят, то нам они все знакомы. Просто необходимо четко понимать, на что и при каком уровне сопротивления готовы футболисты. Ребят, которые не сегодня, так завтра способны помочь сборной, мы отсматриваем.
— Самару, где предстоит провести один из матчей национальной команды, собираетесь посетить заранее?
— Наш администратор Сергей Уличенко слетал туда несколько дней назад, побывал на стадионе, откуда прислал мне порядка 60 фотографий: раздевалки, гостиницы. Мы это обсудили, прислушались к его рекомендациям. Когда будет на арене первый тестовый матч, наши делегаты обязательно его посетят. Это та невидимая работа, которая должна принести результат.
— А сколько матчей вы способны посмотреть подряд? Есть предел?
— Здесь дело не в количестве, а в качестве.
— А есть европейские команды или тренеры, чьи матчи стараетесь не пропускать?
— Мне может быть много что интересно, но я концентрируюсь на своих задачах. Какой смысл мне следить за матчем ПСЖ? Что я, Неймара не видел раньше? Да и расстраиваться лишний раз не хочется. (Смеется.) Надо рационально распределять свое время.
— Возобновился розыгрыш чемпионата России. Вам не страшно смотреть на происходящее на заснеженных и обледенелых полях?
— Нет.
— Но это же ваши ребята на поле! Вдруг с кем-то что-то случится?..
— Я сам играл при таких условиях. Перефразирую крылатую фразу: «У футбола нет плохой погоды». В этот период в Германии, Бельгии, Дании, Голландии снег лежит на полях, а в футбол играют.