Аббревиатура «РБ» — это совсем не сокращение от имени «папочки» клуба. Дело в том, что в бундеслиге спонсорские названия запрещены, исключением является лишь «Байер», созданный до появления этого правила. «РБ» же официально зовется «RasenBallsport Leipzig», что дословно переводится как «Газонно-мяче-спорт Лейпциг» и смешит даже самих немцев. Вот только не до смеха становится, когда фанаты дрезденского «Динамо» во время матча с «быками» кидают на поле неведомым образом протащенную на стадион отрубленную голову быка. Или когда ультрас «Боруссии» закидывают камнями приезжающих в Дортмунд фанатов «РБ».
Массовая ненависть к «Лейпцигу» часто переходит границы, но в чем же ее причина? Главным образом, конечно, в том, что немцы вообще не жалуют команды, которыми владеют корпорации. Такие в Германии считают нетрадиционными — ведь с давних времен и до сих пор большая часть немецких клубов существует в формате ОАО. То есть любой простой смертный может, заплатив небольшой взнос, стать одним из членов и, грубо говоря, владельцев своего любимого клуба. «РБ», кстати, де-юре тоже является открытым акционерным обществом, да только членов у него в сотни раз меньше, чем у стандартного клуба — ведь, чтобы стать одним из них, нужно еще получить одобрительные голоса большинства имеющихся.
Поэтому де-факто «Лейпциг» — такое же ЗАО, как «Байер» и «Вольфсбург», которые издавна страдают от нехватки болельщицких симпатий и презрительно зовутся в Германии «пластиковыми» клубами. Однако «Лейпциг» раздражает всех еще больше. Ведь за ним стоит компания, готовая не просто каждый год выдавать клубу фиксированную сумму: компания планирует в течение нескольких лет сделать «Лейпциг» чемпионом страны. Такие амбиции сердят всю немецкую общественность, включая даже остальные «пластиковые» клубы. Например, фанаты «Байера» во время очного матча выражали свое отношение к проекту производителя энергетиков хоть и мирно, но красноречиво — подняв над трибуной тысячи листовок с надписью «Аспирин лучше таурина».
Может казаться, что причина всеобщего негатива — в банальной зависти к деньгам и сопутствующим успехам «Лейпцига», но это мнение поверхностно. Ведь еще до того, как производитель купил, переименовал и поднял в элиту крошечный клуб «Маркарнштедт» из пятой немецкой лиги, он приценивался к командам из лиг повыше. Например, приходил к дюссельдорфской «Фортуне», которая тоже носит красно-белые цвета — не пришлось бы их менять. Однако руководство команды от предложения отказалось, прислушавшись к своим фанатам, которых одна мысль о ребрендинге привела в ярость. Приходил владелец Дитрих Матешиц и к «Санкт-Паули», но из этой приемной его наверняка со смехом выставили сами боссы клуба. Ведь «Санкт-Паули» — самый что ни на есть клуб-хиппи, самый бесшабашный в Германии, чей фан-сектор по атмосфере — настоящий филиал гамбургского Репербана. Предложить такой команде стать коммерческим проектом — все равно что принести Игорю Акинфееву запрос о трансфере в «Спартак».
Не согласились бы «продаваться» и фанаты «Боруссии» — на всех столбах в окрестностях «Сигнал Идуна Парк» всегда можно найти сотни стикеров с надписью «Вестфаленштадион», в честь исторического названия стадиона. Не согласился бы и берлинский «Унион», чей стадионный диктор Кристиан Арбайт, проводя однажды экскурсию по арене клуба, заявил, что фанаты совершенно не хотят видеть «Унион» в еврокубках — ведь тогда придется перестраивать арену. Дело в том, что стадионы участников турниров под эгидой УЕФА должны быть оборудованы исключительно сидячими местами, а стадион «Униона» на три четверти состоит из стоячих секторов. «Клубы первой бундеслиги давно оборудовали свои арены трибунами-трансформерами, которые могут быть и сидячими, и стоячими, но у нас на это нет ни денег, ни желания — стоячие сектора создают невероятную атмосферу», — говорил Арбайт, и в его голосе звучала плохо скрываемая гордость.
Удивительно, но факт. При всех стереотипах об их сухости и прагматичности немцы на самом деле очень сентиментальны. Настолько, что традиции они ценят в разы больше спортивных успехов. Так что вся ненависть к «Лейпцигу» объясняется просто — это лишь протест против очередного явления, разрушающего традиционный футбол. «РБ» ненавидят не больше, чем продажу названий стадионов спонсорам или матчи бундеслиги по понедельникам, которые начались в Германии только с этого сезона. Просто в лицах игроков и фанатов клуба, наконец, нашлись живые люди, на которых эту ненависть можно выплескивать.
Проще говоря, козлы — точнее, «быки» — отпущения.