Что в итоге произошло в Бильбао, с точки зрения спартаковского болельщика? Вы удивитесь, но ничего необычного для самих красно-белых.
Обстановка в городе была вполне нормальной и спокойной, лёгкая потасовка перед входом на стадион вполне похожа на столкновения практически в любом городе Северного Кавказа, спортивная победа в конкретном матче, несмотря на общий результат, добыта против соперника, уступающего в классе, но оказывающего сопротивление на максимуме своих сил.
Всё самое интересное происходило за пределами стадиона и даже за пределами улиц города. Буря, бушевавшая и продолжающая не сходить со страниц газет, захлестнула не только Страну Басков, но докатилась и до Мадрида, и до Москвы, и до Сьона. Если бы не возможные последствия, можно было бы ограничиться пожеланиями здоровья паре-тройке болельщиков, получившим травмы, и забыть этот эпизод. Но нам не дадут его забыть, значит - надо разбираться.
В этом году России принимать болельщиков со всего мира. Опыта проведения такого турнира у нас нет, это совсем не Олимпиада. Есть масса особенностей, характерных именно для футбола. И в этот раз мы получили прекрасный пример глубокого непонимания сути процессов, протекающих практически перед любым футбольным матчем в любой стране.
Для людей, запертых в своих кабинетах, всё это выглядит агрессивно, шумно и опасно, но обычно это похоже на громкие заявления боксёров на взвешивании и не переходит границ. Соперники накручивают себя и друг друга взаимными угрозами, поднимая уровень адреналина в крови, чтобы получить его максимум во время мачта. В дело идут массовые проходы по улицам, песни и обязательная демонстрация атрибутики. И пока всё происходит именно так, властям вообще можно не вмешиваться.
Гораздо хуже, если вы начинаете замечать небольшие группы молодых парней в бейсболках или с наброшенными на голову капюшонами, шастающих по переулкам. Вот тут всё может закончиться и многотысячными столкновениями, как это было чуть больше десяти лет назад в Питере, а ещё раньше в Москве на Китай-городе или улице 1905 года (беспорядки на Манежной площади и 2002, и в 2010 годах другой природы и не имеют к нашему случаю никакого отношения).
Эти «фирмы» до сих пор живут и здравствуют, до сих пор доказывают свою мощь друг другу, но перевели свою активность чуть ли не в спорт. И столкнуться с обывателями они могут в одном единственном случае – если их долго задевать. Но и в этом случае нужен целый комплекс дополнительных причин, чтобы конфликт стал массовым. Обычно он основан на принципиальном противостоянии клубов или городов, иногда – целых регионов. В любом другом случае это будет просто бытовой инцидент.
«Атлетик» ни в коем случае не относится к принципиальным соперникам. Борьба Страны Басков за независимость может вызвать у нас только симпатию и лёгкий интерес. Россия и Испания настолько далеки географически, что у нас даже исторических противостояний практически нет, за исключением помощи СССР республиканцам той же Страны Басков и пары-тройки других провинций в их борьбе против Франко.
Так что никаких причин для серьёзных подготовленных столкновений не было изначально. На выезд красно-белые поехали с жёнами, детьми и экскурсионными программами. Парни с тревожным взглядом, конечно, тоже присутствовали, но их было совсем немного, а целью в этом конкретном случае был именно футбол и спортивный результат. Все их акции изначально должны были свестись к разговору с командой на ужине в отеле, с напутствием и пожеланием удачи.
Мы все недооценили силу человеческой глупости. Власти Бильбао и СМИ всей Испании сразу после жеребьёвки развернули пропаганду современного типа и накрутили своё население до массового психоза. Они вытащили фотографии десятилетней давности, и на первых полосах газет, не только спортивных, красовались исторические снимки «Гладиаторов» и, конечно, Васи К., который давным-давно воспитывает детей и занимается общественной деятельностью. Сначала это вызывало смех и недоумение, но результатом стал митинг и марш антифашистов по центру Бильбао вечером накануне футбольного матча.
Чтобы понять глупость и неуместность всех этих событий, обязательно надо упомянуть, что проходили они под пение гимна СССР и лозунгов в защиту свободного Донбасса. Вы понимаете? Они единым фронтом выступили против нас с пропагандой точного если не официального внешнеполитического курса России, то общественного дискурса подавляющего большинства нашего населения.
Возмущенный пар в головах басков кипел так, что им только будёновок на головах не хватало, чтобы его понемногу стравливать. И тут полиция предложила спартаковцам свои возможности и охрану организованного прохода от центральной площади до стадиона.
Чтобы вы понимали, мы с друзьями прошли от отеля на этой площади до «Сан-Мамеса» минут через двадцать после этого. Нас не то, что никто не тронул, нам ни единого вопроса никто не задал и никто даже не попытался задеть. А вот там, где за организацию взялись власти, полилась кровь и появились жертвы. У нападавших не было уже ни логики, ни поводов, они истерически вопили про неонацизм и бросались в колонну людей, идущую под знаменем, на котором крупно красовался орден Ленина.
Это не было столкновением идеологическим, национальным или даже клубным. Это куда больше было похоже на традиционный бег быков по улицам соседней Памплоны. Кучки обезумевших парней вызвали животную ярость и дальше соревновались в беге по пересеченной местности. Конфискованные там же местной полицией кастеты и куски арматуры у местных пикадоров говорили о том, что именно этого результата они и добивались.
Всё это они и получили. Лёгкие ранения с обеих сторон это нормальные последствия мужских споров, которые происходят везде и всегда. Единственный смертельный исход был обусловлен 13-часовой работой немолодого полицейского, а про взрыв петарды сразу говорили только как о «возможной причине».
Результатом всех этих беспорядков стал новый виток массовой истерии в испанских СМИ, к которому на этот раз подключились уже и официальные лица испанского футбола. Президент «Ла лиги» назвал нас варварами, а мэр города обратился к гостям с призывом убираться и больше не возвращаться. Руководство УЕФА заявило, что будет разбираться с этим случаем. Это означает, что вопрос не закрыт и вполне может привести к санкциям против «Спартака».
А теперь я попробую суммировать все действия испанских властей. Две недели публичных оскорблений в газетах, отвратительная готовность правоохранительных органов, митинг принимающей стороны с прямыми угрозами в адрес гостей, неисполнение плановых мероприятий в части обеспечения правопорядка. Вишенкой на торте является нападение возле отеля на официального члена делегации ФК "Спартак" уже после всех этих резонансных событий.
У нас, в нашей «варварской» стране, во-первых, этого бы никогда не произошло, о чём говорит организация футбольных матчей и еврокубков, и Кубка Конфедераций в прошлом году. Но даже если допустить такую возможность, главные действующие лица этой кампании уже давали бы показания в суде по статьям «Разжигание межнациональной розни» и «Халатность при исполнении служебных обязанностей». Я не собираюсь судить испанцев по нашим законам, просто представьте подобные действия со стороны мэра Москвы и руководства «Спартака». Да нас бы из УЕФА исключили лет на 10!
В связи с этим хотелось бы посоветовать руководству нашего клуба собрать документальные подтверждения всех этих событий и не защищаться с ними, а подать иск за такую организацию международного матча. В противном случае, очень скоро мы и еврокубки будем играть не в красно-белых цветах, а в безликих серых. Без ромба, а там дальше и без стрелки и звезды на футболках.
Отдельно хочется отметить работу российских журналистов и комментаторов федерального уровня. Эти события ещё происходили, когда они начали упражняться в трактовках, обеспечивающих клики на своих новостных сайтах. Так вот, мастера пера, называть полицейского погибшим при столкновениях с русскими фанатами – это ненавидеть своих соотечественников. Он умер, а не погиб. Умер от естественных причин, а не в результате насильственных действий.
Единственной неблагоприятной причиной, которая могла повлиять на его кончину, был приказ его начальника, в результате которого немолодой сотрудник провёл на дежурстве более 12 часов. Кстати, начальник в это время уехал на ярмарку в Мадрид. Вы разжигали ненависть с тем же рвением, что и ваши испанские коллеги. А значит, несёте и ту же ответственность за последствия.
Всё ваше ёрничанье про посещение фанатами Музея Гугенхайма не стоит и гроша, потому что музей действительно два дня был забит нашими болельщиками. Малолетние отмороженные леваки бросались стайками на одиноких туристов, а мы продолжали спокойно гулять.
Мы платили по всем счетам и вежливо отвечали на хамство. Просто на удар мы привыкли отвечать ударом, а не надеяться на помощь малочисленной провинциальной полиции. Даже некоторые испанцы смогли в этом разобраться, а вам это оказалось не по силам.
Способность защищать себя и своих близких – это то качество, которое мы воспевали именно в эти дни во время национального праздника. Ваше глубокое недопонимание базовых особенностей национального характера вызывает сомнение в вашей профессиональной компетентности ничуть не меньше, чем ваша неспособность собрать и квалифицировать факты.
А мы останемся вместе с командой, какие бы санкции на неё ни были наложены, как это уже было совсем недавно в Севилье. «Один за всех и все за одного» это для нас не цитата из «Трёх мушкетёров», а наш образ жизни.
Юрий МИЛЕЕВ, Бильбао - Москва.