- Андрей Владимирович, в этом сезоне команда сильно обновилась. Как вы переживаете отъезд сербской мегазвезды Милоша Теодосича?
- Вроде пережили, отплакали и отрыдали. Если говорить серьезно, то в ЦСКА шесть лет играл гений баскетбола. И те спектакли, которые Милош выдавал на площадке, неповторимы. Но его нет, всё! Уехал. А приехал Серхио Родригес, который тоже прекрасный игрок, просто другой. И в первую очередь, эмоционально. Тео — закрытый, он практически никогда не показывал эмоции на площадке, ещё меньше – в жизни. А Серхио может стать кумиром болельщиков ЦСКА. Он заводной, харизматичный, невероятно открытый, жизнерадостный парень. С Милошем зачастую не было ясно, с какой ноги он сегодня встал, и прежде чем что-то спросить, сначала надо было немного присмотреться. Утрирую немного, конечно. Родригесу пока все нравится в Москве. Надеюсь, его настроение не изменится, когда пойдет снег.
- Уже второй сезон Евролига играется в новом формате, когда нет группового турнира. А есть регулярный сезон и каждая команда играет с каждой две игры: дома и на выезде. Вам этот формат больше нравится?
- И мне нравится, и зрителям. Честный и справедливый формат. И с точки зрения бизнеса более удачный. Уже в начале сезона есть календарь, и можно планировать матчи, продавать билеты. Нет необходимости дожидаться жеребьевки. Что же касается соревновательной составляющей, то нужно бороться за попадание в четверку, потому что это дает в плей-офф преимущество своей площадки. Из многолетнего опыта могу сказать, что это важная вещь.
- И можно, наверное, распланировать, в рекламу каких матчей вложиться больше, чтобы привлечь зрителей?
- В идеале всем хочется иметь аншлаг на каждой игре. Но мы же понимаем, что на билетах всерьез заработать нельзя. Если рассматривать баскетбол как некий бизнес-проект, то мы должны продавать средний билет минимум по 100 евро на игру. Каждая игра в «Мегаспорте» нам обходится в 50 тысяч евро за аренду, монтаж-демонтаж, свет, звук, шоу, секьюрити и так далее. Но за ведь за 100 евро никто не придет! Есть определенные экономические показатели, билет на верхний ярус не может стоить дороже билета в кино. Кроме того, спорт в России обязан нести и социальную нагрузку. И это мы говорим о среднем чеке, билеты-люкс должны стоить гораздо дороже: например, билет в ложу у футбольного ЦСКА стоит 15.000 рублей, у нас без питания — 12.000. А ещё российские клубы из-за низкого спроса на баскетбол получают копейки за продажу Евролигой телеправ!
Арифметика крайне проста – доход и ЦСКА и «Химок» зависит от суммы, полученной Евролигой от российского ТВ. Наши каналы платят немного, потому что здесь просто нет рынка. Для сравнения, английская футбольная Премьер-лига продала телеправа за 5,14 млрд. фунтов стерлингов!
- Но полные залы дают больше возможностей для привлечения спонсоров, разве нет?
- Сейчас мы к этому вопросу подходим как бы с другой стороны. Есть матчи, которые почти гарантировано соберут много зрителей: это игры с «Реалом», «Олимпиакосом», «Барселоной», «Фенербахче».
И иногда мы при встрече с этими командами проводим спонсорские матчи, потому что именно их легче «продать»: много зрителей, вип-болельщиков, высокое качество баскетбола. Ближайший - 17 ноября как раз с «Фенербахче». Это будет яркое шоу, очень много активностей для болельщиков. Думаю, зрители получат большое удовольствие.
- Если оценивать Единую лигу в сравнении с другими европейскими чемпионатами, на какое место поставите ее?
- Очень сложно проводить такие сравнения, невозможно определить единый стандарт. Если по совокупности то в тройку лучших, она, безусловно, входит. Это очень серьезное соревнование. На мой взгляд, в произвольном порядке тройка лидеров - Евролига, чемпионат Испании и Единая Лига. Если по отдельности... По уровню баскетбола – у каждого специалиста будет свое мнение. По посещаемости – здесь Евролига и испанцы однозначно впереди. Если с точки зрения продаж телеправ, то здесь нам есть над чем работать. Понимаете, в любом случае баскетбол в Европе — это не бизнес. Любой клуб НБА ликвиден, его всегда можно продать, то есть найдутся те, кто захочет его купить. В Америке — это не как у нас, чемодан без ручки, который и нести тяжело, и бросить жалко. Спасибо нашим владельцам и спонсорам, что нас поддерживают столько лет.
- В США вообще другая модель ведения спортивного бизнеса. Как думаете, все эти инструменты, которые используют в американских лигах для поддержания конкурентоспособности команд, они работают на посещаемость арен? Когда нет явных лидеров и явных аутсайдеров, игры смотреть интереснее.
- Национальная баскетбольная ассоциация — это другая планета. Зачастую результат матча не важен даже для зрителя. Они ходят смотреть не только на то, как твоя команда выигрывает, а на красивое шоу, красивый баскетбол. В Евролиге цена победы намного выше. Я не часто смотрю регулярный сезон НБА, потому что мне нечего там увидеть. Да, это шоу, красивые броски сверху, но меня интересует более умный баскетбол, комбинационный, который начинается только со стадии плей-офф. А в Евролиге - с первого тура. Сравнивать европейский и американский подход бесполезно. У них своя идеология, они делают шоу, они его продают. Семьими приходят на прекрасные арены, чтобы отдохнуть и развлечься. Здесь же все ради победы, народ «убивается» ради нее.
- Финал четырех в Единой лиге придуман для того, чтобы повысить интерес к баскетболу? Чтобы зрители увидели борьбу, а не то, как ЦСКА снова выиграет?
- Я понимаю, что многолетнее чемпионство ЦСКА плохо для Единой лиги. Я с этим согласен. Постоянство чемпиона убивает интерес. Но механизм, который выбран для исправления ситуации, не считаю правильным. Метод определения чемпиона будет сведен к лотерее. Вот приедет сюда, например, «Голден Стэйт» или «Кливленд», что-то съедят не то на ужин, заболеют два-три лидера, и они могут одну игру проиграть и «Химкам», и ЦСКА и кому угодно. Не надо опускать чемпионат России до уровня лотереи, лучше другие команды подтягивать до более высокого уровня. Чтобы они за счет многолетней работы пытались обыграть ЦСКА в серии. Плей-офф в любом варианте — это самая справедливая система для определения чемпиона. Когда-нибудь ЦСКА проиграет, невозможно быть вечным чемпионом. Все выдохнут с облегчением, потому что мы являемся раздражителем. Но принципиально в развитии российского баскетбола это ничего не изменит. Интерес к лиге и баскетболу останется таким же, каким и был. Корень зла проблем нашего баскетбола надо искать не в доминировании ЦСКА. В конце концов, эти победы нам никто не дарит.
- Если бы клубы Единой лиги были более сопоставимы по уровню, сказалось бы это на посещаемости?
- Можно мечтать о том, что будут открытые контракты, система драфтов и т.д. Любая прозрачность принесла бы только пользу. Но это невозможно. Мы играем в двух соревнованиях — внутреннем чемпионате и Евролиге. И в каждом свои правила. В Евролиге много стран, и все с разными политическими и налоговыми системами, уровнем зарплат. Если говорить об идеальной модели европейского баскетбола, это должно быть одно большое соревнование. Евролига, в которой команды не играют национальные чемпионаты. Или они могут присоединяться к ним со стадии плей-офф, но не раскатываться весь сезон по разным турнирам. Эта модель могла бы приносить деньги, собирать полные трибуны, гарантировала бы красивый качественный баскетбол. Но это невозможно, потому что есть правила ФИБА, и в стране никому не понравится, если, например, два клуба — ЦСКА и «Химки» - не играют чемпионат России. Начнутся разговоры о том, что мы не думаем о развитии баскетбола. В Европе тоже эта модель нереализуема. Тяжело найти баланс между желанием больших клубов зарабатывать и интересами средних команд. Многие команды Евролиги согласны, что будущее за закрытой лигой. Но нельзя жить в обществе и быть свободным от него.
- Можете сказать, что последний Евробаскет всколыхнул интерес к российскому баскетболу? Когда стало ясно, что он скорее жив...
- Если бы Россия получила медаль — я бы еще больше порадовался за ребят, тренеров, за президента Российской федерации баскетбола (РФБ) Андрея Кириленко. При этом четвертое место – это безусловный успех, но я не скажу, что даже чемпионство как-то бы серьезно изменило бы ситуацию в российском баскетболе. Может, это прозвучит не очень патриотично, но, если бы Россия играла финал, он бы прошел при полупустых трибунах. Как только стало ясно, что в финал вышла маленькая Словения, в день решающего матча туда прилетели на специально организованных чартерах несколько тысяч болельщиков. Они прилетели в формате одного дня, не было даже гостиниц заказано. Прилетели, поболели и сразу же улетели. Не знаю, кто эти чартеры оплачивал и организовывал, кто одел в майки сборной Словении каждого болельщика, но, уверяю, никому бы в голову не пришло за один день обеспечить массовый десант российских болельщиков, если бы мы вышли в финал. Это к вопросу о популярности вида спорта и его востребованности.