Россияне сыграли результативно, а статистическая выкладка в середине второго тайма, согласно которой наша сборная вела 4:0 при пяти ударах в створ ворот соперника, могла привести в изумление. Но не стоит и переоценивать коварные цифры. Первый гол в ворота корейцев влетел после розыгрыша стандарта. Второй — тоже после стандарта, да еще и при помощи рикошета от ставшего лучшим бомбардиром матча Ким Чжу Юна, в итоге дважды поразившего собственные ворота. Третий — вновь дикий рикошет от корейца с номером 5 на спине, пусть и ставший продолжением симпатичной атаки россиян. Нашим здорово повезло в завершающей стадии, ведь к 60‑й минуте счет вполне мог бы быть все еще 0:0, а не 3:0 в пользу россиян. Да, история сослагательного наклонения не приемлет, но ведь и играли не на корову, а подготовки к ЧМ‑2018 ради. И цель этой подготовки не в восхищении удачными моментами, а в определении собственных слабых мест.
Сама по себе игровая схема с тремя центральными защитниками, взятая Станиславом Черчесовым в качестве приоритетной, предельно универсальна. В цифровом формате в субботу ее можно было называть и 3-5-2, и 5-3-2, и даже 3-4-1-2, но соль подобной тактической расстановки в трех игроках в центре обороны, а вовсе не в позиционировании крайних защитников или центральных полузащитников. Крайним оборонцам, как и игрокам центра поля, в зависимости от того, атакует команда или обороняется, достаточно сделать лишь несколько шагов, чтобы превратиться в первом случае из защитников в полузащитников, а во втором — из опорников в игроков группы атаки.
А вот трио центральных защитников — та константа, от которой тренерский штаб не откажется ни при каких обстоятельствах. Объясняется это отсутствием в нынешнем российском футбольном поколении игроков, которых принято называть классическими опорными полузащитниками. Таких, какими были в свое время, скажем, Алексей Смертин или Игорь Денисов. Ну не родила земля российская своих Вернблумов и Гацканов, Фернандо и Хави Грасия. Выпусти в опорную зону хоть Кузяева, хоть Ерохина, (Глушакова, Головина, Дзагоева), хоть всех вместе взятых, для подстраховки этих ребят все равно понадобится игрок разрушительного плана. Отсюда и третий защитник.
Что касается флангов обороны, от которых во многом зависит и атакующая игра команды, то здесь присутствует выбор. Слева имеются не только Жирков и Комбаров, но и Щенников. Во втором уже матче приятное впечатление активностью в атаке оставляет наш «немец» Рауш. Но не стоит забывать, что именно по огроменному коридору между Раушем и Васиным, по которому легко проскочил бы и экскурсионный автобус, и прошла голевая атака корейцев, приведшая ко второму мячу в ворота Акинфеева.
Не блистал и правый фланг защиты, вновь авантюрно отданный Самедову. Подобный вариант обязательно должен быть наигран в сборной, но востребован он может быть лишь в тех случаях, когда необходимо отыгрываться или соперник заметно уступает в классе. Последний вариант на мировом первенстве маловероятен, так что не стоит рассчитывать, что спартаковец нашел свое законное место в сборной. Да, сменивший его во втором тайме Фернандес сыграл совсем не ярко, но необходимо учитывать, что армеец пока только восстанавливается после травмы и еще не набрал оптимальных кондиций.
Делать серьезные выводы по матчу с корейцами, конечно, нельзя. По большому счету о сборной России перед домашним мировым первенством мы знаем совсем немного: основную игровую схему и имена некоторых футболистов, что могут особенно не переживать за место в основе. К несомненному первому номеру сборной Игорю Акинфееву можно смело плюсовать Георгия Джикия и Виктора Васина. Спартаковец выглядит при Черчесове лучшим защитником команды, да и лучшей кандидатуры, чем ошибающийся порой Васин, не видно. А вот третья позиция в центре под вопросом. По идее, все говорит о необходимости появления на ней еще одного спартаковца — Кутепова, но тренерский штаб сборной, по всей видимости, пока лишь ищет приоритетный вариант.
На флангах обороны имеется приятная вариативность. При добром здравии правую бровку отдадут Фернандесу, который по совокупности оборонительных и атакующих качеств заметно превосходит любого из конкурентов. Слева есть универсальный Жирков, атакующий Комбаров, оборонительный Щенников и перспективный Рауш. Последний в матче с корейцами сыграл в комбаровском стиле, а оценить хотелось бы и его умение обороняться. В линии атаки, где имеются Смолов и Кокорин, а потенциально еще и Полоз с Дзюбой и Заболотным, также приятная вариативность. А вот в полузащите все запутано до предела. Кандидатов на 3–4 позиции в центральной зоне свыше десяти. Отдельно отметим проведшего очень приличный матч против корейцев Кузяева и подкупающего в последних матчах сборной своей универсальностью Ерохина, но вовсе не факт, что, даже избежав травм, зенитовская пара получит на двоих в мировом первенстве хотя бы одну игровую минуту. Не стоит забывать и о Зобнине с Дзагоевым, которые рано или поздно покинут лазарет.
Костяк сборной перед чемпионатом мира сформировался. Тренерскому штабу остается продолжать пробовать на спорных позициях разных игроков и сочетания, определяя оптимальные варианты. Если упростить до предела, то именно в этом, да еще в наигрывании стандартных положений, и заключается основная задача. Слуцкий в свое время не угадал. Да и не везло Леониду Викторовичу. Станислав Саламович в субботу показал, что умеет находить общий язык с госпожой Удачей. Жаль, что превратить благосклонность Фортуны в константу невозможно.