В прошлогоднем докладе о допинге в российском спорте Ричарда Макларена (да, именно столько это все и тянется, и конца пока все еще не видно), говорилось, что пробы россиян с Олимпийских игр 2014 года в Сочи содержат следы постороннего вмешательства. А подменой проб и махинациями, начиная с 2012 по 2015 год, занимались более тысячи наших спортсменов. МОК поручил международным федерациям перепроверить все допинг-пробы с Игр 2010, 2012 и 2014 годов. Проверка продолжается. Сочи – в эпицентре, поэтому все образцы с Игр-2014, изъятые из московской лаборатории, изучаются специалистами в лаборатории ВАДА в Лозанне.
Информации до сегодняшнего дня было мало – в основном официальные лица, включая президента МОК Томаса Баха, неоднократно выражали надежду, что работа по перепроверкам будет закончена перед началом зимнего сезона.
И вот в распоряжении The New York Times оказался внутренний доклад ВАДА – из перепроверенных 96 спортсменов виновным оказался 1. (Около 300 допинг-проб участников Олимпийских игр в Сочи находятся еще в стадии перепроверки.) Правда, тут стоит сразу прикинуть: 27 из этих 95 человек, наверное, уже оправданные ранее фехтовальщики. Еще 22, видимо, биатлонисты, чьи дела были закрыты еще зимой.
«У нас недостаточно доказательств, чтобы обвинить этих спортсменов в нарушении антидопинговых правил. К сожалению, допинговая система в России была очень хорошо организована, поэтому доказательств найти не получилось», – переживает генеральный директор ВАДА Оливер Ниггли.
Переживать (помимо того, что Россия начинает выходить из темной комнаты, в которой «пошустрил» Григорий Родченков), ВАДА стоит еще и потому, что главный обвинитель России, он же свидетель и гений допингового дела, сегодня – вне зоны дачи показаний. Правда, так утверждает отчет для внутреннего пользования. А адвокат Родченкова заявляет, что бывший глава антидопинговой лаборатории в Москве «сам желал с ними сотрудничать», но вот ВАДА и не пыталось его найти.
И что же: ВАДА совершает поворот в отношении к России, пытаясь «обвиноватить» теперь устроившего допинговую вакханалию Родченкова?
В Перу началась очередная сессия Международного олимпийского комитета. Нет, пускать или не пускать Россию в Пхенчхан в отместку за Сочи, официально там никто обсуждать не будет. Нет этого вопроса в повестке дня. Неофициально – сколько угодно. Тем более что прозвучать текущие доклады самостоятельных комиссий МОК по расследованию дел спортсменов и системы в целом.
Вину спортсменов доказать, как уже показала практика, сложно. Но конечная цель - обвинить государство. Об этом тоже не раз говорили ответственные люди ВАДА. И целью доклада Макларена называли именно это: доказать существование государственной системы допинга. И вопрос так и ставится: вы должны признать вину государства.
И поэтому даже на фоне публикации – конечно, приятной для России – вновь звучат слова (и будут неоднократно повторены), подобные тем, что только что сказала представитель ВАДА Мэгги Дюран: ВАДА ожидает, что российские власти возьмут на себя ответственность за преднамеренную систему обмана, раскрытую в результате расследования Макларена, как это прописано в дорожной карте восстановления аккредитации РУСАДА.
Пхенчхан приближается.