Возвращаясь накануне после полуфинального матча с бельгийцами, в лифте краковской гостиницы встретил известного польского волейболиста Кшиштофа Игнащака, который в дни чемпионата комментирует происходящее на местном ТВ. Разумеется, не мог не поинтересоваться прогнозом бывшего игрока на финальный матч Россия — Германия. «Если у немцев полетит подача, то вашим ребятам придется нелегко. Сегодня они с этим элементом не справились. Калиберда ошибся 8 раз, Грозер — 6. А ведь это одни из основных специалистов вводить мяч в игру в сборной Германии. Всего же только на подачах немцы потеряли 26 (!) очков. Удивляюсь, как им вообще удалось выиграть матч у сербов. Но день на день не приходится. И в финале, привыкнув к залу, соперник может создать вашим игрокам много неприятностей. Хотя сборная России смотрится на чемпионате предпочтительнее всех прочих участников». И ведь прав оказался польский волейболист: подача у немцев действительно полетела, и у нас сразу же возникли проблемы с приемом, что привело к сложностям с организацией атаки.
Команда Германии и ее отдельные волейболисты хорошо знакомы россиянам — тем, кто в сборной давно. Георг Грозер, основной диагональный немцев, несколько лет выступал в Белгороде, а в нынешнем сезоне наденет форму новосибирского «Локомотива». Основной связующий и капитан команды Лукас Кампа тоже недолго поиграл в «Белогорье», но не пришелся ко двору и перебрался в соседний Харьков. Костяк сборной составляют доигровщики — выходец с Украины Денис Калиберда и Христиан Фромм — и самый высокий (211 см) в немецкой команде блокирующий Маркус Бёме.
Все они объявили об уходе из национальной команды после того, как она не попала на Олимпиаду в Рио-де-Жанейро. Но возглавившему с этого года сборную Андреа Джани удалось уговорить ведущих игроков вернуться. И в канун решающих матчей в Кракове итальянский тренер немцев признался мне, что без Грозера и компании его команда не поднялась бы так высоко.
Именно эта немецкая четверка — Грозер, Фромм, Калиберда и Бёме — доставила нам больше всего хлопот, но в большей степени старый знакомый Грозер стал для нашей команды этаким злым гением. И подача у него полетела, и в атаке он был неудержим. Но если в первом сете россиянам его кое-как сдерживать удавалось, то дальше лидер немецкой команды разгулялся не на шутку. Чего, увы, нельзя было сказать про его визави Максима Михайлова: ошибки на подаче, а во втором проигранном россиянами сете из восьми попыток в атаке реализованной оказалась всего одна.
Самоед Михайлов всегда тяжело переживает неудачи. Чтобы прийти в себя, ему обязательно необходимо было добыть несколько очков. И он это сделал, дважды отличившись в атаке. Но у соперника нашелся достойный ответ в лице… да, именно Грозера. Только теперь уже не одного — ему неплохо ассистировали в атаке партнеры. Да, собственно, и одного бывшего «белгородца» было достаточно — настолько он был хорош.
Дуэль двух игроков продолжалась на протяжении всего матча и завершилась в пятой, решающей партии.
Напомню, как завершились четыре предыдущих: 25:19 в пользу России, 20:25 — счет по сетам стал равным, 25:22 — мы вышли вперед, 17:25 — немцы вновь выровняли положение.
В решающей короткой партии наши вначале уступали, и Сергей Шляпников взял перерыв после счета на табло 5:2. И вот тут, похоже, у лидера немецкой команды сдали нервы: дважды он отправлял мяч в аут, обводя российский блок, — 5:5.
Усилиями Дмитрия Волкова и того же Михайлова удалось оторваться — 12:9! Потом — 13:10. Но Грозер и компания сократили разрыв до минимума после того, как Михайлов заработал матчбол — 14:13. И тут оплошал Максим Жигалов, которому на этом чемпионате не раз удавалось завершать матчи подачами навылет. Но ошибку партнера исправил Михайлов. Он принес золотое, решающее очко.
А потом вместе с европейским «золотом» получил и приз самого ценного игрока турнира.
Так во второй раз в российской истории мужская волейбольная сборная стала чемпионом Европы.