Как удивить мир?
Болельщики наши молодцы. Заполнили под завязку стадион, были веселы, доброжелательны, громогласны и старались как могли. Свистели, когда надо, кричали, скандировали «Россия, вперед!». И все-таки словно чего-то не хватало...
Не было фееричных костюмов, некому было нарисовать баннеры и утвердить их в соответствующих органах, некому было раздать листовки с текстами зарядов или песен. Мы с коллегами полтора тайма наблюдали за неудачными попытками запустить по трибунам волну. Зарождаясь в одном из угловых секторов, она почему-то расходилась в разные стороны и, не пройдя и половины трибуны, умирала. Минуте к 60‑й народ бросил это безнадежное дело, сосредоточившись исключительно на поддержке «Россия! Россия!».
Это была не торсида, это была добрая, счастливая, но толпа.
Пусть кто-то и не согласится, но качественная поддержка болельщиков — это тоже визитная карточка страны. Буквально в воскресенье мы восхищались приехавшими в Москву чилийцами. Мы запомним их навсегда, потому что гуляют по городу и приходят на стадион они неизменно в красном. Потому что везде и всюду поют свое задорное «Chi-chi-chi! Le-le-le!». Просто они умеют это делать с детства, а вернее, по-другому не умеют, это в крови.
Помните чемпионат мира в Бразилии? Обычные вроде болельщики, но футбол для них — тот же карнавал. Шляпы, перья, сумасшедшие парики, маски Неймара! Мир не забудет усатого дедушку с Кубком мира. 60‑летний Кловис Акоста Фернандес стал одним из символов сборной Бразилии, и через год после чемпионата мира чуть ли не все мировые СМИ сообщили, что он скончался от рака.
Можно не улетать мыслями далеко, в Южную Америку, можно и в Европе остаться и вспомнить великолепных исландцев на Евро‑2016.
Наши болельщики не виноваты в том, что они так не умеют. Нет у нас этого в культуре, генах, где там еще? Да нигде нет. Но можно ведь постараться удивить мир и самих себя.
Воспоминания о ВОБе
На самом деле что-то у нас тоже получается. И тельняшки, и ушанки, и кокошники, особенно хоккейным болельщикам удается показать российский колорит. А раньше, когда поддержкой сборной России занималось Всероссийское объединение болельщиков, были и огромные баннеры, и умелое оформление трибун.
Для расформирования ВОБ, исключения его из членов РФС и прекращения финансовой поддержки были вполне объективные причины, и все вроде правильно. После новостей о том, как в ВОБ спекулировали билетами, после баннера «This is Russia» с якобы князем Пожарским на матче с Польшей, после массовых драк в Варшаве и Марселе скандальный флёр ни сборной России, ни РФС, ни болельщикам, разумеется, оказался не нужен. А на домашних турнирах тем более.
Но и толк от ВОБ все-таки был. Сразу после учреждения этой фанатской организации они поразили нас прекрасным медведем на всю лужниковскую трибуну перед игрой с англичанами. Им удалось заставить московских мажоров, на волне успеха хиддинковской сборной посчитавших футбол модным времяпрепровождением, в нужный момент поднять над головой квадратики разных цветов, просто разложив их на каждое кресло «Лужников» с четкой инструкцией на обороте. Они заряжали, руководили, организовывали. Когда-то лучше, когда-то хуже.
После расформирования ВОБ ходили разговоры о том, что к домашнему чемпионату мира создадут новую организацию болельщиков с чистой репутацией. И на Кубке конфедераций ее как раз и надо было тестировать.
Год на исправление ошибок
Американцы, например, тоже не бразильцы и не чилийцы. Они на спортивные мероприятия ходят выпить, закусить, потратить пару сотен баксов на атрибутику. Но их «болением» руководят сами организаторы. На огромных кубах под потолком или экранах появляются шпаргалки: «Пошумите!» И они шумят. Им просто пишут, что кричать, и они послушно и бодро кричат. А уж для того чтобы вся трибуна выглядела красиво, делать ничего и не надо: они и так ходят на «Лейкерс» в традиционном желтом, а на «Редскинс» — в красном.
Так, может, и нам перенять американский опыт и организаторам взвалить на себя немножко побольше?
Например, перед матчем на билетах написать просьбу прийти в красном, белом или синем для определенных трибун. Да, кто-то не внемлет просьбе, но большинство придут! И стадион окрасится в триколор с помощью болельщицких футболок.
Потратить немножко денег и разложить на кресла памятки и инструкции, когда и что кричать, разложить цветовые фрагменты, которые зрители могли бы поднять в нужный момент.
Поставить на сектора нескольких заводящих, которых в РФС же и проинструктируют, в конце концов. Взять все под свой контроль, и не придется вкладывать большие деньги в содержание целой организации и аренду для нее чартеров.
Возможно, это утопия, и из этого ничего не получилось бы, но протестировать такое на нынешнем турнире стоило. Чтобы в случае неудачи оставался бы целый год на исправление ошибок.