Об этом уже говорили и к подобным призывам мы как-то даже уже успели привыкнуть. Не рефлексируем, как раньше. Хотя – если доказательств недостаточно, о чем говорят и в МОК и даже в ВАДА, то, как можно доклад признавать? Но когда что-то повторяют множество раз, верить в необходимость сказанного начинает большинство. Вот и Генеральный директор ВАДА Оливье Ниггли настаивает: дорожная карта для РУСАДА с целью восстановления деятельности агентства была выработана? Была. Одним из пунктов является принятие выводов, содержащихся в докладе Макларена? Является. Значит, надо признавать.
В первые же часы работы симпозиума прозвучали слова о том, что необходимо усиливать санкции за несоответствие стран антидопинговому кодексу – и это касалось всех, не только России. Хотя Россия, конечно, - главная фигура на этом поле боя.
«Последние два года были очень сложными для ВАДА, за раскрытием допинговой системы в России последовало серьезное давление на нас, на олимпийское движение, - утверждает президент ВАДА Крэйг Риди. - Сегодня весь спортивный мир объединяется в борьбе с допингом, мы думаем о будущем, о том, как вывести борьбу с допингом на новый уровень. Мы должны усиливать санкции за несоответствие антидопинговому кодексу, это очевидно. Вся наша работа, вся борьба имеет смысл, только если есть ощутимое, справедливое и предсказуемое наказание. Только тогда, когда мы усилим санкции, мы будем уверены, что делаем максимум в борьбе с допингом. …Мы прошли долгий путь за 12 месяцев, сейчас ВАДА в гораздо лучшей форме, чем год назад. Мы были на распутье, последний год можно смело назвать турбулентным временем для антидопингового сообщества, но сейчас мы уверенно идем вперед, выводим борьбу с допингом на новый уровень».
Конечно, Крэйг Риди лукавит. Турбулентность все еще продолжается. Но где же говорить такие слова, как не на ежегодном симпозиуме? Тем более что ВАДА и его деятельность – у всех на устах, а борьба за будущее самого агентства вовсе не прекращена, а в самом разгаре.
ВАДА хочет отслеживать и наказывать. МОК хочет агентство опустить с высот на землю, чтобы ВАДА контролировало процесс, а наказывать будет Спортивный арбитражный суд в Лозанне. Но ВАДА этого мало – что останется на «его земле»: национальные антидопинговые агентства? Информаторы, с которыми вообще-то хлопот не оберешься? Теория без практического управления наказанием?
«Случившееся в России дестабилизировало мировое спортивное сообщество, - заявил на симпозиуме генеральный директор ВАДА Ниггли. – Конечно, никто не рад, что такова реальность, но имеем то, что имеем. Но все, что произошло, позволило нам определиться с нашими приоритетами, с тем, куда мы должны двигаться. Мы должны усилить работу с информаторами, пересмотреть программу аккредитации лабораторий, развивать систему ADAMS, пересмотреть структуру управления нашего агентства».
Подготовка умов к симпозиуму и заявлениям, которые на нем прозвучали, недавно «проводил» Институт антидопинговых организаций (iNADO), в который входит 67 стран. На его заседаниях были сформулированы реформы для ВАДА. Ничего необычного, местами витиевато: устранить фундаментальный конфликт интересов, который существует, когда спортивные организации контролируют решения по допингу; усилить ВАДА через независимость, открытость и увеличенное финансирование; усилить и сделать понятными возможности ВАДА расследовать, следить за соблюдением правил и налагать санкции так, чтобы все страны и организации, замешанные в допинге, держали ответ; дать возможность спортсменам, которые пострадали из-за применения допинга другими спортсменами, получить достойное признание, включая быстрое перераспределение медалей; усилить поддержку информаторов по всему миру.
И – прямое обращение: «Мы просим МОК и Россию публично заявить о том, что они сделают все возможное для признания значимого вклада в чистый спорт Виталия и Юлии Степановых, а также других информаторов. Просим оказать поддержку, чтобы гарантировать им безопасность и надежное будущее».
Безопасности и надежного будущего хочется всем. Из турбулентной зоны не выбрались пока и мы. В день открытия симпозиума Спортивный арбитражный суд (CAS) в Лозанне пожизненно дисквалифицировал профессора Сергея Португалова, бывшего руководителя Центра медико-биологического обеспечения Всероссийского научно-исследовательского института физической культуры и спорта (ВНИИФК). Обвинение – все то же, в нарушении антидопинговых правил. Ученый с мировым именем был отстранен от работы еще в конце 2015 года. После фильма о русском допинге на канале ARD информатор ВАДА Степанова отдала комиссии ВАДА электронные письма, в которых ученый якобы дает спортсменке рекомендации, как обмануть проверки на допинг.
Впрочем, CAS на официальном сайте опубликовал пресс-релиз, посвященный дисквалификации Португалова, – видимо, чтобы пресечь лишние вопросы и «якобы». В нем говорится, что решение было вынесено на основании явных доказательств вины. Сколько еще дисквалификаций подобного рода нам предстоит?
Впрочем, нас уже на симпозиуме «похвалили». «Если говорить подробно о прогрессе, который мы видим в России, то с 18 ноября 2015 года, когда РУСАДА было признано несоответствующим мировому антидопинговому кодексу, агентство активно работает с нами, с UKAD, - подчеркнул Ниггли. - Важно, что у нас работают в России два эксперта, важно, что член Совета Европы (Сергей Хрычиков, - ред.) вошел в руководство РУСАДА, важно, что Виталий Мутко больше не министр спорта, что Юрий Нагорных и Наталья Желанова более не работают в министерстве спорта. Важно, что в 2016 году UKAD провело в России качественную программу тестирования».
Вот как-то так. Так и живем пока в спорте и спортивной дипломатии. Как-то.