Комментариями спортивные деятели России и мира охотно поделились. В частности, депутат Госдумы Светлана Журова призвала не ждать от WADA извинений, а ее коллега Дмитрий Свищёв охарактеризовал сообщение МОК как начало реабилитации российского спорта. Рене Фазель, президент Международной федерации хоккея на льду, назвал это «шагом к справедливости». Всех троих роднит принадлежность к зимним видам спорта (скоростному бегу на коньках, кёрлингу и хоккею): на повестке дня остро стоит вопрос о допуске олимпийской сборной России к зимним Играм-2018 в корейском Пьёнчхане. Так вот сегодня, в отличие от 2016 года, когда наш спорт обвинили во всех грехах за считаные месяцы до начала Игр летней Олимпиады, вопрос «что делать?» поставлен сильно заранее.
Давайте внимательно изучим письмо гендиректора МОК Кристофа де Кеппера. Он сообщает, что на своем собрании WADA признало недостаток доказательств доклада господина Макларена по двум главным пунктам. В одном речь идет о «неадекватном переводе» некоторых документов в докладе независимой комиссии, в другом — об уничтожении вызывавших вопросы проб в Московской лаборатории.
Что имеется в виду под первым пунктом? «Трудности перевода» с русского языка «перебежчика» Григория Родченкова на английский или французский или речь вообще о чем-то другом? Но ведь борьба с мировым злом под названием допинг — это не детский сад, чтобы валить все на языковой барьер!
Что касается второго пункта, то пробирки с пробами не живут вечно, и это официально закреплено самим WADA. Совсем недавно произошла одна любопытная утечка, из которой следует: лаборатория в Лозанне уничтожила свыше 60 таких материалов о российских спортсменах согласно правилам, но перед этим отправила запрос, то есть спросила разрешения у высшего начальства. Письмо из Швейцарии осталось без ответа. Как итог — 60 с лишним обвинений были лишены оснований, а процент положительных допинг-проб россиян соответствовал, что называется, «средней температуре по больнице», то есть оказался не больше, чем по миру. Теперь борцы с допингом официально подтверждают факт утраты проб.
Чуть позже Международный союз биатлонистов (а его-то уж точно нельзя назвать другом России) сообщает о снятии обвинений с 22 российских стреляющих лыжников, сохранив делопроизводство в отношении лишь семи. Вероятно, давно отбегавших и отстрелявших свое, коль скоро нынешняя основа сборной без проблем выступила на чемпионатах Европы и мира в Польше и Австрии, причем в отдельных случаях победно.
Оценку доклада и предложения по нему WADA сделало 21 февраля в Лозанне на встрече с представителями международных федераций по видам спорта. А это может означать следующее. В условиях окончательной путаницы в «деле о российском спорте» никто не рискнет брать на себя ответственность целиком, предпочтя отдать все на откуп именно федерациям. И это практически полностью повторит сценарий 2016-го! Тогда, не пойдя на громкое отстранение всей российской сборной от Игр в Рио, Международный олимпийский комитет дал карт-бланш каждому отдельному виду спорта. Легкоатлеты не поехали первыми, но ВФЛА (Всероссийская федерация) еще раньше была дисквалифицирована, а вот тяжелоатлетов и группу гребцов не пустили в Бразилию позднее, из-за широкого списка подозреваемых. Вердикт выносили международные федерации.
Не исключено, что решения о допуске наших олимпийцев-зимников на Игры в Пьёнчхане будут приниматься точно так же, на уровне конкретных федераций, а кое-где даже в индивидуальном порядке. Нервотрепка, но все же лучше, чем если до Кореи не допустят сборную России в полном составе, как это случилось с паралимпийцами. Время еще есть, а дальше как в медицине: главное — не навредить.