История нового полетного трамплина "Хайни-Клопфер" поражает прежде всего своей неординарностью. Обиженные за то, что не попали на зимние Олимпийские Игры в 1948 в Санкт-Морице трое немецких прыгунов - Зепп Вайлер, Хайни Клопфер и Тони Брютчер решили построить свой собственный гигантский трамплин. Трудно представить эту ситуацию в России, но в Германии в 1950 году она удалась и первые выступления на совершенно сумасшедшем сооружении собирали порядка 100 тысяч зрителей.
В 1973 году сооружение посчитали слишком опасным и снесли, заменив на более основательный бетонный каркас. К сожалению, Хайни Клопфер к тому времени уже умер и не смог порадоваться увековеченной идеей, которая к тому же получила сертификат Международной лыжной федерации и имя своего создателя. Очередной модернизацией трамплин подвергся в 1998 году и в 2016 году. На последнюю было потрачено порядка 12 млн евро. Объект был оснащен прожекторами, разгон адаптирован к более современным стандартам, а зона ожидания спортсменов значительно расширена.
Полетные прыжки считаются наиболее зрелищными, но и не менее тяжелыми видами для "летающих лыжников":
- Некоторые спортсмены вообще отказываются выступать на полетных трамплинов, потому что это действительно психологически и технически очень сложные виды прыжков, - рассказывает руководитель судейского корпуса федерации прыжков с трамплина и лыжного двоеборья Юрий Калинин. - В первую очередь, огромную нагрузку дает скорость - выше 100 км/ч, при которой необходимо "попасть" в стол отрыва, все происходит в очень короткий промежуток времени. Повышенные требования к координации, нужно правильно себя направить, чтобы не создать сопротивление, не потерять скорость в первой фазе полета, а дальше лечь на воздушную подушку и планировать. В случае ошибки, может, например, поток воздуха ударить по одной лыже, теряется аэродинамика и прыгуна начинает "болтать" в воздухе, что может закончиться очень грустно. Мелкие ошибки на полетном трамплине тоже становятся больше... Плюс психология. Человек настолько перевозбужден, что бывало не может попасть в замок крепления на ботинке. Кто-то однажды проводил исследования, у спортсмена до старта пульс достигает 140 ударов в минуту. Тем не менее, есть ребята, которые на полетных трамплинах выступают лучше, чем на обычных. Тот же Дмитрий Васильев из сборной России, и в Планице, и в Викерзунде показывал выдающиеся прыжки, но у него проблемы с посадкой, и после таких мощных прыжков он не мог удержаться на ногах в зоне приземления.
ххх
"Полетный трамплин - это всегда что-то особенное, это самая крутая, самая захватывающая вещь, которая существует для меня в моей карьере, но на нем я должен оставаться абсолютно спокойным", - сказал победитель первого дня соревнований на новом, модернизированном трамплине в Оберстдорфе австриец Штефан Крафт. Кстати, это его первая победа на полетном трамплине.
Обладатель второго места, немец Андреас Веллингер показал самый далекий прыжок дна - на 234.5 м, установил новый рекорд трамплина и несколько минут в зоне приземления еще находился в эйфорическом состоянии.
Так почему же, несмотря на все опасности и страхи, прыгуны все же идут прыгать с такого огромном трамплина, на вершине которого, по словам именитого норвежского прыгуна Бьорна Вирколы, "Как в ЗАГСе: больше всего хочется сбежать"?
- А зачем люди прыгают с парашютом? - отвечает вопросом на вопрос Юрий Калинин. - Везде, где есть скорость и напряжение - это риск. Поэтому возникает желанием проверить, преодолеть себя. Ведь в прыжках с трамплина на лыжах человек управляет сам собой, у него нет парашюта, и чем лучше ему удается справиться со своими эмоциями, тем лучше он справляется со своим телом, тем дальше ему удается прыжок. В такие минуты человек растет.
Что же касается сборной России, то как раз на полетном трамплине два наших лидера, Дмитрий Васильев и Евгений Климов, показали прогресс - оба выполнили свои вторые прыжки на уровне мировых лидеров: у Климова 210.5 м, у Васильева - 220.5 м, что позволило российским прыгунам войти в двадцатку лучших.