Летом следующего года на стадионе «Крестовский» в Санкт-Петербурге могут произойти или матчи Кубка конфедераций, если строительство арены к тому времени героически успеют закончить, или же просто празднование 10-летия закладки первого камня в фундамент, если комиссия ФИФА объект не примет. Некоторые ее члены уже на пенсию за это время вышли, а новых придется умасливать по новой.
И вроде бы первая за долгие годы позитивная «весть с полей» из Питера только недавно долетела — в конце октября две бригады строителей сыграли на стадионе этакий тестовый матч, — как объявили виновника в срыве сроков сдачи «Крестовского». Им оказался бывший вице-губернатор города Марат Оганесян, курировавший строительство и незаконно привлекший некое АО в качестве субподрядчика. На счета этой фирмы было перечислено 50 миллионов рублей в качестве аванса на поставку видеотабло для стадиона, хотя, как теперь установлено, даже видимость этих работ никто производить не собирался.
Когда что-то подобное случается, тебя всякий пытается убедить, насколько же долгая, въедливая, кропотливая работа велась следователями, чтобы подобраться к раскрытию этих хитроумных схем по хищению. Но стоит только чуть задуматься — и получается, что проще и примитивней способа что-то украсть в этой ситуации, как проплатить аванс, получить его и распилить, вроде бы и нет.
И не нужны тут никакие офшоры и однодневки: нужно табло — сломанное, никогда не работавшее, какое угодно — только чтоб было что потом предъявить. Ведь табло на стадионе — это третья по степени нужности вещь, после мяча и ворот. Табло — это третейский стадионный судья, разрешающий все футбольные споры. Ибо аргумент «да ты на табло посмотри — там все написано!» еще никто и никогда не перебил.
А с другой стороны, эту немудреную аферу г-н Оганесян провернул ведь, как выясняется, почти три года назад. И если грамотно начать сейчас выстраивать линию защиты, то лучше сразу переходить в нападение, чтоб агрессивно и по-футбольному: да, мы заключили договор, но ТОГДА табло нужно было в последнюю очередь. Я-то, как куратор, видел, что дай бог к чемпионату мира со стадионом успеть — и вот представьте: ни трибуны, ни крыша ни черта не готовы, народу на строительстве — как в муравейнике, все тащат кто во что горазд, а тут — нате вам, табло появляется. Куда его подключать, к чему? Установи мы его тогда — давно бы всю электронную начинку растащили, провода сгнили и лампочки полопались бы. И сейчас бы сказали: халатность, и, даже страшно выговорить, преступная. А так бюджет только на 50 миллионов пострадал. Да вот вы хоть знаете, сколько настоящее табло стоит?!
Чем известен Оганесян
До того, как стать вице-губернатором, с 2004 по 2010 год подозреваемый возглавлял ГК «Согласие». В его обязанности входила реконструкция Московского Кремля и строительство «Москва-Сити». Заместителем Георгия Полтавченко он стал в марте 2013 года и пробыл на своем посту до конца апреля 2015 года. За несколько дней до увольнения он победил на конкурсе «Строитель года» и получил «Золотой мастерок» в знак своих заслуг перед Санкт-Петербургом.
В чем обвиняют чиновника
По версии следователей, указанную сумму г-н Оганесян перевел в качестве аванса фирме «ТДМ», которую он привлек в качестве субподрядчика для установки видеотабло. Но организация оказалась нечистоплотной и похитила эти средства через фирмы-однодневки. Правоохранительные органы утверждают, что Оганесян заранее знал о намерениях привлеченной им компании.
Как оправдываются коммерсанты
Между тем в «ТДМ» утверждают, что всего они получили 150 миллионов рублей, из которых 50 пошли на табло, а 100 — на тележки для раздвижной крыши и выкатного поля стадиона. При этом «Трансстрой» разрешил использовать всю сумму на закупку тележек, а когда субподрядчик не смог вовремя выполнить и этого обязательства, дело дошло до суда. Правда, Фемида решила, что из всей суммы «ТДМ» должна вернуть лишь 31,4 миллиона рублей, так как генподрядчик сам затягивал процесс документооборота и отказывался принимать предоставленный товар. Как бы там ни было, нужного количества тележек на «Зенит-Арене» так и не появилось.
МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ
Станислав ЕРЕМЕЕВ, декан факультета политологии СПБГУ:
— Стадион «Зенит-Арена» вызывает у жителей Санкт-Петербурга и всех любителей спорта много негативных эмоций, так как он превратился в дорогостоящий долгострой.Таким образом, власти России осуществили обратную связь с народом. Задержание Оганесяна стало для властей Санкт-Петербурга и членов Правительства России, которые курировали стройку, примером того, что с ними будет, если они не закончат безобразия.
Алексей ШУСТОВ, петербургский политолог:
— За полгода до Кубка конфедераций стадион не готов, и это беспокоит всех, в том числе Президента России Владимира Путина. Видимо, отныне подключение административного ресурса не будет помогать подозреваемым ускользать из рук следствия, которое из-за этого не могло вести полноценное разбирательство. В связи с этим нельзя исключать появления в деле других бывших и действующих членов правительства Санкт-Петербурга.