В Паралимпийском комитете России 31 августа с утра до позднего вечера шли совещания – одно за другим. «МК» удалось прояснить кое-какие моменты: мы пообщались с доктором философских наук, профессором, мастером спорта, заслуженным тренером Анатолием Цариком, вице-президентом ПКР. Он рассказал все подробности, которые сам знал к этому часу и в том числе даже то, что обсуждали на закрытом собрании руководства.
В пятницу, 2 сентября, в Паралимпийском комитете России (ПКР) состоится исполком, основной повесткой которого станет, конечно же, «параллельная Паралимпиада». Итоги исполкома, как рассказал президент ПКР Владимир Лукин, озвучат через три дня после его проведения — на пресс-конференции 5 сентября. Однако «МК» удалось выяснить немало интересного, не дожидаясь, когда об этом объявят всем. Мы пообщались с доктором философских наук, профессором, мастером спорта, заслуженным тренером Анатолием ЦАРИКОМ, вице-президентом ПКР.
- Анатолий Владимирович, как физически возможно уложить все соревнования по всем видам спорта в один день?
- Невозможно. Скорее всего, соревнования пройдут в два дня – примерно 8 – 9 сентября, а к открытию в Рио мы просто не успеем.
- В два дня, когда в Рио она длится 12 дней?
- В Рио по многим видам спорта сначала проводится квалификация, у нас по многим дисциплинам пройдут только финалы. Нам понадобится меньше дней.
К участию к этим играм будут допущены только те, кто отбирался в Рио или больше спортсменов, чтобы, если, допустим, в какой-то дисциплине должен был выступать от страны только один человек, у него был конкурент? Ну, чтобы, условно говоря, не бежать или плыть одному.
Скорее всего, только те, кто отобрался в Рио. Вообще мы изначально хотели провести альтернативную Паралимпиаду после основной – пригласить в Россию наших друзей-спортсменов из других государств. Они бы и соревновались с нашими ребятами. Но после указаний президента поддержать наших спортсменов... В общем, в ближайшие дни мы проведем то, что назовем примерно так – Открытыми всероссийскими соревнованиями по видам спорта, включенным в паралимпийскую программу. Они состоятся на наших тренировочных базах в Новогорске и на «Озере Круглом», а также в московском спорткомплексе «Крылатское».
- Обсуждалось, что задействуют также спортивную инфраструктуру в Крыму, Сочи, Санкт-Петербурге...
- Если в этих городах в будущем будут соревноваться паралимпийцы – ради Бога. Для альтернативных соревнований мы рассматриваем пока только эти площадки.
- Будете определять призовые места только по итогам своих альтернативных соревнований или сравнивать их с тем, что покажут в Рио? То, есть, кто у нас первый проплыл и пробежал, тот и чемпион, или надо еще смотреть на время тех же пловцов и бегунов там, на официальной Паралимпиаде?
- Мы будем сравнивать зачет наших спортсменов с их же достижениями на последнем чемпионате мира. Не по всем видам спорта чемпионаты проводились в 2016 году – тогда берем 2015 год и так далее. Если спортсмен улучшил свой результат, то его президент поощрит так же, как за «золото» Рио-2016. Но точнее регламент определим 2 сентября, когда пройдет исполком. Сегодня было только предшествующее ему закрытое собрание.
- Хорошо, а как быть с игровыми видами спорта? Футболисты, волейболисты, баскетболисты – им-то с кем соревноваться?
- Их тем более поощрим по итогам ближайшего чемпионата мира. Если они там выигрывали – президент наградит их без всяких соревнований.
- И допинг-проверки у вас будут?
- Столько нюансов! Не знаю. Наверное, будут – решим все в сентябре ближе к делу. Самое главное не это, а то, что нас митингом поддержали даже в Канаде, известной своими русофобскими настроениями. Главное, что президент России не бросил в беде тех, кого обидели несправедливо. Наши спортсмены ни в чем не повинны.
- Да, их же еще и от Паралимпиады в 2018 году отстранили... Будете за нее еще бороться или уже готовите альтернативные соревнования по ней?
- Это еще не обсуждали, но лично я по 2018 году ничего хорошего не жду. Хотя абсолютно уверен, что мы еще вернемся во всемирное паралимпийское движение и посрамим тех, кто нас оттуда изгнал...
Пока одни организовывают нашим спортсменам хоть какую-то альтернативу, не все они хотят в ней участвовать. Так, лицо российского спорта для людей с ограниченными возможностями по здоровью России, двукратная паралимпийская чемпионка, мировая рекордсменка, пловчиха Олеся Владыкина, зажегшая чашу паралимпийского огня Сочи-2014, отправила от себя лично письмо главе Международного паралимпийского комитета Филипу Крэйвену с просьбой допустить ее все-таки до той настоящей Паралимпиады в Рио.
Вместе с Олесей такие письма от себя лично отправили еще как минимум 32 наших паралимпийца, я их помогал им составлять на английском, – рассказал «МК» спортивный юрист Артем Пацев, благодаря которому свои дела выиграли Юлия Ефимова и другие отстраненные олимпийцы. – На письма пришла отписка, что полноценный ответ будет направлен позднее. Это не все: отстранен наш ПКР, против чего бороться бессмысленно, но можно побороться за каждого спортсмена в отдельности, что мы и делаем: подаем индивидуальные иски в CAS.
Знают ли в нашем паралимпийском комитете, что не все паралимпийцы хотят на «параллельную Паралимпиаду»? Официальный представитель ПКР Ксения Филиппова заявила «МК», что сейчас они тоже готовят иски – на возмещение материального ущерба, ведь на спортсменов уже были заказаны авиабилеты и гостиницы в Рио. Про сами Игры она сказала так:
- Вы думаете, одни спортсмены сами за себя борются? Мы тоже за них боремся!
- Боретесь за то, чтобы они поехали в Рио?
Просто боремся за них!