МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Верните Фетисова!

Фото: Алексей Меринов

Олимпиада — это на самом деле плавание в первую неделю, легкая атлетика — во вторую, все игры, от баскетбола до футбола, начиная с плей-офф — и виды спорта, о которых психически нормальные болельщики вспоминают раз в четыре года. Ну хорошо, для России еще — традиционно «золотые» синхронное плавание и художественная гимнастика. Будь наши там постоянно на четвертых, к примеру, местах — мы бы следили за ними не пристальней, чем за каким-нибудь гольфом, бессмысленным и безмедальным.

Итог известен: 19 золотых медалей против 23 Пекина и 24 Лондона. И это в отсутствие легких и тяжелых атлетов, а также гребцов-академиков. Не победы — триумф! Тех, кого допустили...

Предлагаю подождать немного — и скоро у Рио появятся все шансы превзойти две прошлые Олимпиады. Ибо уже по ходу бразильских Игр у России изъяли по золотой и серебряной медали пекинского образца. Пока де-юре. Когда случится де-факто, подсчет будет скорректирован.

И все ведь из-за допинга. Хотя нас уверяли на уровнях, близких к самому уже высшему, что наши спортсмены хотя бы на время этих стартов застрахованы от неприятных напоминаний о криминальном прошлом их коллег. Да и времени вроде бы у офицеров Всемирного антидопингового агентства отвлекаться на призраки прошлого не было — вон сколько в Бразилии соревновалось потенциальных нарушителей! Но нет — решили отнять здесь и сейчас.

Конечно, в этом можно углядеть изощренный цинизм — ведь наш министр спорта уверял, что его ведомство во всем пошло на «сделку со следствием» — любые проверки в любое время дня и ночи, вы только собрались звонить, а у нас уже все изготовились для сдачи анализов — приезжайте и забирайте. Храните только потщательней, а то, знаете ли...

Не помогло — всегда весь напоказ такой самоуверенный Виталий Мутко выглядел донельзя растерянным, да и просто жалким, когда «мировая закулиса» лишила его олимпийской аккредитации. Его, который, по собственным словам, «столько сделал для мирового спортивного движения». Человеку, осознанно и как бы всерьез строящему такие словесные конструкции, наверное, тяжело уже вернуться оттуда, где он назначил себе жить, на грешную землю.

Мутко стал спортивным министром в мае 2008-го. Хотите — связывайте это заступлением на пост №1 Дмитрия Медведева, хотите — нет, но только до того времени существовало Федеральное агентство по физкультуре и спорту, руководил которым Вячеслав Фетисов. И вдруг за три месяца до пекинской Олимпиады над ним надстраивают «второй этаж». Министерство, понятно, главней агентства, но в МОК не в курсе нашей подковерной борьбы — и второй олимпийской министерской квоты нам оттуда не спустили. Фетисов в итоге отдал свою Мутко и остался смотреть Олимпиаду по телевизору.

Вскоре после ее окончания я по-свойски заглянул к Вячеславу Александровичу в гости — у меня среди знакомых немало бывших звездных спортсменов, но в министры вышел только один. Мы мирно беседовали под кофе и поглядывали в телевизор на программу новостей — и вдруг на экране возник Мутко на сочинской президентской даче. Фетисов попросил помощника сделать звук погромче, и мы услышали: в ближайшее время будет запущено около десяти центров подготовки спортсменов. Наша программа — только в искаженном каком-то виде — прокомментировал тогда еще глава Федерального агентства, механизм расформирования которого уже втихую запускался. Что такое «около десяти» — девять с половиной, что ли?..

На зимней Олимпиаде-2010 спортивное движение страны представлял тандем: президент ОКР Леонид Тягачев и министр спорта Виталий Мутко. Первый говорил, что «мы едем как бы на войну — в хорошем смысле слова», второй прикидывался дебютантом: в зимних окопах еще не бывал. Кончилось все оглушительным провалом — вам же часто приходилось слышать, что ради олимпийских медалей спортсменам приходится жертвовать очень многим? А когда по медалям недолет — жертвуют чиновниками. А уж когда серьезный — даже теми, кто поставил на горные лыжи нынешнего президента.

После фиаско Ванкувера в Сочи надо было победить любой ценой — какой, мы теперь только начинаем узнавать, причем, как водится, не из родных источников. Сбежавший полусумасшедший пациент-доктор Родченков полдела уже сделал: если в том же направлении подорвется еще хоть один человек из упомянутых в докладе комиссии Макларена как бы временно отстраненных деятелей из Минспорта — представительство в Рио нам покажется счастьем. Это провинившиеся спортсмены готовы отбыть наказание, чтобы быстрей вернуться в профессию, — провалившимся чиновникам остается только надеяться подороже родину продать.

Тягачеву, однако, нашли удачную замену — Александр Жуков подстраиваться ни под кого не стал. Дело делает и дело говорит. Не то что его предшественник, залепивший как-то на открытии детской спортивной школы: желаю вам всем побыстрей вырасти и стать олимпийцами и паралимпийцами. Но к тому времени с уходом Фетисова, нашего представителя в высших эшелонах ВАДА, на нас стали все более косо смотреть представители этой организации. Сначала не поверили в сочинской прорыв, потом взялись за старые летние пробы. А создайте вовремя связку Фетисов–Жуков — и мы совсем другими глазами на Игры эти бы смотрели.

В итоге до Рио доехала кастрированная команда. Даже нет — команды, несмотря на все уверения невыездного министра, как раз и не было. Были представители отдельных федераций. Одних, как легкоатлетов и штангистов, не пустили по накопившейся международной злобе, других, как академических гребцов, — из-за нашей внутренней дремучести, когда выяснилось, что президент нашей федерации знать не знал, как звать-величать президента всемирной и уж тем паче — как он выглядит. Не было централизованного управления — фехтовальщики президента Усманова или дзюдоисты спонсоров Ротенбергов никак свои медальные планы с неким центром в лице Минспорта не согласовывали. Да и финансирование у них было сугубо автономным.

Хотя в умении делать вид, что его рука лежит на всех победных пульсах, Виталию Мутко, конечно, не откажешь. Стоило выиграть гандболисткам, как он тут же заявил, что теперь-то государство будет уделять этому замечательному виду спорта особое внимание. В гандбольной среде, говорят, резко встревожились: всем известно, сколько внимания уделяет футболу президент РФС Мутко и что год от года из этого выходит.

Следующая Олимпиада — зимняя и теперь для нас точно бездопинговая. Не подскажете фамилию министра, с каким мы могли бы рассчитывать ее выиграть?..

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах