Как стало известно «МК», целый комплекс технологий, помогающих и тинейджерам, и маленьким детям добиться значительных результатов в спорте, создали доценты факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Сергей Леонов и Александр Веракса. Работа психолога начинается с того, что он, общаясь с маленьким спортсменом, составляет ребенка характеристику, в которой уделяет внимание его способностям, темпераменту и другим качествам. Во время тренировки специалист тоже наблюдает ребенка, но при этом использует определенную аппаратуру и другие вспомогательные предметы. Например, начинающему футболисту надевают специальные очки, которые регистрируют движения его зрачка. Психологам важно знать, как ребенок следит за передачей мяча, куда в какой момент посмотрел, с какой скоростью перевел взгляд. При этом спортсмен не бегает по полю, а стоя на месте, следит за игрой команды через очки (окуляры подключены к ноутбуку, который находится в рюкзаке у ребенка за спиной). Кроме того, футболиста изучают и во время игры - посредством видеокамер, чтобы на записи просмотреть, как долго он фиксирует взгляд на мяче, на вратаре, на противнике. После психолог смотрит на показатели, анализирует их и дает рекомендации, какие упражнения следует делать юному футболисту, на чем расставлять акценты во время занятий, чтобы достичь успехов.
Еще один пример — синхронное плавание, где спортсмену особенно важно чувствовать темп и временные интервалы. Наблюдая по хроноскопу за реакцией и скоростью, с которой двигаются синхронисты, спортивный психолог дает советы, каким образом партнеры могут улучшить работу в команде, как им подстраиваться друг под друга.
Любопытно, что доценты разработали своеобразные методы и для дошкольников. Специально для малышей создали мультики, потому как эта возрастная категория лучше воспринимает уроки через символическую форму: сказочных персонажей, узнаваемых зверюшек и т. п. Так, в одном из анимационных фильмов погоню змейки за мышкой сравнили с ведением мяча и ребята, посмотревшие мультик, справлялись с маневрами лучше, чем после словесных наставлений.
Разработкой вспомогательных методов для тренировок психологи занимались около 8 лет. В некоторых спортивных школах столицы уже начали использовать эти инновационные методы.