- Еще перед чемпионатом, когда мы были в Москве, пошли звонки - буквально в авральном режиме. «А это правда, что вы не едете на чемпионат? А правда, что Россия отказалась от выступления? А это правда, что Россию не допустили до старта?». Не знаю, откуда появилась подобная информация, но, как вы поняли, все выехали и довольно-таки неплохо выступили. («Довольно неплохо» – это золото Артема Окулова, Алексея Ловчева и Татьяны Кашириной, серебро Олега Чена, Давида Беджаняна и Тимы Туриевой), бронза Апти Аухадова, Анастасии Романовой и Ольги Зубовой.)
- Медальный план на предолимпийский чемпионат мира, как показывает практика и чемпионаты, прошедшие в других видах спорта, дело не первой важности. Но ведь для себя вы же все просчитывали?
- Многие спрашивали перед чемпионатом: какие прогнозы делаете, что обещаете? Медали мы не планировали, главной задачей было завоевание лицензионных путевок, напомню, что олимпийские квоты спортсмены получили по итогам двух чемпионатов. Обе команды справились: на Игры едут шесть мужчин и четыре женщины. И без мировых рекордов мы не вернулись: Леша Ловчев умудрился «снять» рекорды знаменитого иранца Резазаде, которые держались больше десяти лет, и застолбить свое имя на строчке около столь больших килограммов.
- Отдыхать теперь можно с чистой совестью.
- Нельзя. Нам нельзя останавливаться, тем более успокаиваться.
- Ну, это никогда нельзя делать, и все же, основной повод для беспокойства – это воспоминания о чемпионате мира перед Лондоном?
- И это тоже - на предолимпийском чемпионате мира перед Играми мы тогда завоевали четыре золотые награды, а у олимпийского помоста потом так и не дождались исполнения нашего гимна. Так что надо готовиться, а не успокаиваться, нужно идти дальше.
- Некоторые наши чемпионы не дают себе ни дня отдыха даже после победы, на следующий день после прилета уже работают в зале.
- Так и есть, а всю подготовку к 2016 году наши опытные спортсмены, можно сказать, начали, сойдя с олимпийского помоста в Лондоне. Это кажется, что времени до главного старта очень много. Его всегда не хватает.
- Понимаю, что план на Рио тоже есть, но «внутренний»…
- Пусть медали считают наши спортивные руководители. А вообще – хотелось бы поблагодарить и министерство спорта, и ОКР, и болельщиков. Вы не представляете, как важна любая поддержка. Вот в Хьюстоне на трибунах за нас болели отчаянно. Огромное спасибо консульству в Хьюстоне – все дни вместе с генеральным консулом Захаровым его сотрудники присутствовали на трибунах, кричали, переживали. Наши ребята это чувствовали. Нам даже устроили дружеский ужин. Если честно, на своем спортивном веку – и спортсмена, и руководителя - я с таким отношением еще не сталкивался.
Подвиг вопреки
«Именно от Алексея Ловчева в последний день соревнований зависело очень многое. Он справился с задачей, установил два мировых рекорда и мы догнали китайцев по количеству золотых медалей (среди мужчин), обойдя их по серебряным и бронзовым
наградам. Очень приятно, что Алексей вернул мировые рекорды в супертяжелом весе в Россию, - похвалит супертяжа главный тренер мужской сборной Александр Венков. - Алексей - молодец, выступил великолепно, это можно даже назвать настоящим спортивным подвигом».
Подвиги, конечно, сами по себе не случаются. Ловчев шел к нему не один день, продумывал и готовил. Не только в зале. Можете, например, себе представить, как лететь такому гиганту, как Алексей, в самолете 13 часов? Ноги и руки требуют свободы у обычного-то человека, а если впереди – борьба за титул самого сильного на планете?
- Да, авиаперелеты для меня – проблема. Не маленький я парень. А из-за травмы ногу вообще ни вытянуть, ни согнуть толком не мог. Да и лететь в США не близко, перелет занял 13 часов. Понял я, что надо покупать самому место в бизнес-классе, и правильно сделал, хоть и дорого это. Обратно летел эконом-классом и, если честно, измучился просто. Но ничего – теперь буду спокойно работать, главное - обойтись без травм. Откуда силы на помосте взялись, ведь пошел на рекорд уже после победы? А чтобы бороться за золото на Олимпиаде, надо готовиться именно к мировым рекордам.
И добавил еще Алексей Ловчев: «Россия-матушка помогла!». Красиво так сказал и правдиво. Тренеры, врачи сборной, руководители, отец, который тренирует, многие поучаствовали в его победе. Богатырь никого не забыл.
- Большую помощь мне оказывает руководство СДЮСШОР «Юность Москвы»- генеральный директор Владимир Анатольевич Прохоров и Максим Мугудинович Абдулмеджидов, руководство Республики Коми. Очень своевременную и важную поддержку мне оказали в ЦИТО - директор Сергей Павлович Миронов и заведующий отделением Анатолий Корнеевич Орлецкий. Я ведь в какой-то момент уже думал, что прощаюсь с чемпионатом мира…
И действительно ведь - московские профессионалы сделали максимум возможного. История Ловчева такова.
– За месяц до начала чемпионата на обычной тренировке я приседал со штангой, раздался щелчок. При этом никаких неприятных ощущений в ноге не было. А уже позже появился дискомфорт, нога «заныла». Утром уже проснулся от сильной боли. Сразу обратились в ЦИТО, диагноз: на мениске – трещины, произошел почти полный его отрыв. Операция? Восстановиться не успеваю. Врачи вошли в мое положение – нашли методику лечения, назначили процедуры. И физически и морально, признаюсь, далось все непросто.
Как ехать в Рио?
Сегодня вопросы финальной подготовки тяжелоатлетов к Рио понятны. Средства на подготовку сборной есть - бюджетное финансирование ведется через министерство спорта, дополнительное - за счет ОКР. Характерами сборная не обделена, силой и мастерством – тем более. Но вновь и вновь будут специалисты обсуждать, например, тему акклиматизации. Бразилия – все же, далеко, лететь сложно, ошибиться с акклиматизацией нельзя.
«Мы выезжали на чемпионат мира группами, - говорит Сергей Сырцов. - Каждая весовая категория отправлялась в Хьюстон за три дня до своего выступления. Думаю, показатели того, что это оптимальное решение – медали и мировые рекорды. Практически вся команда подходила к мировым рекордам, не хватало немного. В Рио мы также будем выезжать группами. А что касается заключительного сбора перед Олимпиадой, то проведем его в России. Не будем менять свои базы на Рио, Кубу или что-то другое».
А вот вопрос, за сколько дней ехать и кому, специалисты будут еще явно обсуждать, и, как показали даже прения тренеров на пресс-конференции, для каждого спортсмена он будет решен индивидуально.
- Жаль, что мне не удалось выложиться полностью: хотела поднять большие веса, показать все, на что способна, - говорит ставшая четырехкратной чемпионкой мира Татьяна Каширина. - Все-таки сказались 13-часовой перелет и адаптация. Я чувствовала
себя некомфортно, словно находилась в чужом теле. На второй день после прилета я 180 кг легко поднимала на тренировках, но потом возникла непонятная слабость. Это на меня не похоже. Будем анализировать. Моя основная соперница китаянка Мэн Супин буквально два месяца назад толкнула 193 кг на Азиатских играх, повторив мой мировой рекорд. В США, видимо, она тоже себя чувствовала не очень комфортно. На этот раз удача была на моей стороне, и я этому рада. Но удачу надо подкреплять делом. На Олимпийских играх, чтобы железно выиграть, надо показывать результаты 155 кг в рывке и 195 кг в толчке.
А вот Давиду Беджаняну золотая удача не улыбнулась – серебро.
- Мне обидно не то, что меня обыграли, а то, что я не смог сделать то, на что был готов, - переживает спортсмен. – Не хочу искать слова оправданий, но, возможно, сказался долгий перелет. И тело не слушалось головы: я понимаю, что и как нужно сделать, а выполнить не могу. Слишком самокритично к себе относиться, может, и не стоит. Но если можешь выступить лучше - надо это делать.
***
Москва встретила героев чемпионата достойно и шумно. Сразу после прилета сборная по тяжелой атлетике отправилась сначала в министерство спорта, потом – в Олимпийский комитет. «Мы готовы оказывать вам всяческую поддержку при подготовке к Олимпийским играм, - сказал Виталий Мутко. - И если, к примеру, кто-то из ведущих спортсменов предпочитает готовиться к Олимпийским играм по индивидуальной системе - пойдем в этом навстречу. Тем спортсменам, которые показывают высокие результаты и которым лучше готовиться дома, готовы помогать, но все это должно проходить под четким контролем. Мы сейчас вообще в силу обстоятельств должны быть абсолютно «прозрачными», нужно смотреть, что пьем, что едим, как работаем».
А в ОКР, где спортсмены вновь принимали поздравления и отвечали на вопросы, тяжелоатлеты еще и сами «занесли» подарок: пояс с автографами наших победителей и призеров чемпионата
мира. Этот подарок «поживет» пока на Лужнецкой набережной в музее ОКР, а потом поедет в Рио-де-Жанейро, в Дом болельщиков России. Хочется верить, что там к нему присоединится не менее расписанный олимпийский «брат».