Чудо состоит в том, что деталей происходящего за стенами «Стад де Франс» зрители не знали: очевидцы вспоминают, что на трибунах был слышен некий взрыв, но люди не стали поддаваться панике и спасаться бегством. Самое главное в том, что у многих посетителей перестала работать мобильная связь: это было сделано по распоряжению МВД главным образом с целью лишить террористов возможности координировать действия, но в то же время внутрь арены почти не поступала информация. То же самое было предпринято в Москве во время взрывов в Тушине во время рок-фестиваля «Крылья» в 2003 году, и тогда паники удалось избежать.
Еще один источник информации — Интернет — тоже был не у всех, так как спортивные арены в Европе не обеспечены бесплатной сетью WiFi. Сама точка, конечно же, есть, но она защищена паролем, который знали только дирекция и сотрудники стадиона, а также аккредитованные СМИ. Главная спортивная газета страны «Экип» сообщила, что телеканал, который вел прямую трансляцию матча, не сообщил в прямом эфире о взрывах в Сен-Дени. Ложь во спасение: в противном случае информация могла спровоцировать появление родственников зрителей в опасном квадрате.
■ ■ ■
Крупные спортивные состязания, такие как этап серии Гран-при по фигурному катанию, отменены. Матчи очередного тура футбольного чемпионата страны перенесены на более поздний срок. Только лишь знак траура по погибшим или незнание того, что делать дальше?
В июне 2016 года Франции предстоит принять второй по значимости футбольный турнир на планете — чемпионат Европы, где примут участие сборная России и еще 23 команды.
Жак Ламбер, президент оргкомитета турнира, в интервью утром после трагедии сказал, что в ночь с 13-го на 14-е не присутствовал ни на «Стад де Франс», ни вообще в Париже. Но точно так же следил за событиями по телевизору и, по его признанию, как и все французы, пришел в состояние глубокого шока. Он заявил, что методы работы государства в антитеррористическом направлении останутся прежними.
«Риск терроризма был прописан в качестве ключевого еще в заявочной книге перед выборами страны-хозяйки, — подчеркнул он. — После январских событий в Париже он стал еще острее, но направления наших совместных с МВД Франции действий остались неизменными. Опасности, которые мы условно делим на террор, хулиганство и естественные катастрофические явления, не могут быть схожими по сценарию и стопроцентно предсказуемыми. Но можно постоянно оценивать их уровень. Сейчас серьезность такого риска в разы выросла. Но не думайте, что я предам публичной огласке информацию, которая может быть использована людьми, которые намерены нам навредить. Скажу лишь, что все в руках государства, которое — нет ни малейших сомнений — соберет все данные и сконцентрирует средства в целях безопасности и спокойствия граждан».
Главный вопрос, на который профилирующие ведомства стремятся найти ответ: были ли террористические действия близ главного стадиона Франции намеренным ударом по Евро-2016 или же объект был выбран просто из-за массового скопления народа и присутствия первых лиц государства? «Целят в нашу страну, — уверен месье Ламбер, — но если мишенью окажется глобальное событие, каким должен быть чемпионат Европы, взрывы зазвучат еще громче. В этой связи плохо то, что принятые нами меры уже никак не назовешь «дружественными», но для меня важнее, что люди вернутся со стадионов невредимыми».
Тем не менее в сообществе популярных хэштегов в память о трагедии все чаще раздаются призывы провести турнир во что бы то ни стало. «Отменить чемпионат Европы — значит капитулировать перед террористами»; «Организуем во что бы то ни стало, иначе потеряем лицо», — в один голос повторяют политики и спортивные деятели Пятой республики.
Спортивные праздники под угрозой: как это было
■ Менее чем за три года до старта чемпионата мира-1998 во Франции Париж подвергся серии террористических атак, продолжавшихся с июля по октябрь. 3 из 5 взрывов, организованных так называемой «Вооруженной исламской группой», прогремели в парижском метрополитене (всего погибло 8 человек, около 200 получили ранения). Группировка имела алжирское происхождение.
■ Через сутки после победы Лондона на выборах города-организатора Игр XXX Олимпиады в британской столице в результате взрывов 3 бомб в подземке и одной — в рейсовом автобусе погибло 52 человека. Механизмы приводили в действие исламские террористы-смертники. С 7 июля в Лондоне не работал общественный транспорт и была отключена мобильная связь. Оргкомитет ОИ совместно с британским правительством обратился к народу с призывом сохранять спокойствие и обещанием обеспечить безопасную Олимпиаду.
СПРАВКА "МК"
Не исключено, что бюджет финальной части грядущего континентального первенства, и без того распухший из-за увеличения числа участников (с 16 до 24) и экономических потрясений, вырастет вновь из-за расходов на безопасность. Но в этом смысле Франции повезло благодаря политическому устройству страны и роли государства в экономике. К примеру, весь общественный транспорт и железные дороги республики находятся полностью в подчинении государства, и этим французы очень гордятся. МВД находится в тесной связи с футбольными фанатами. Здесь вспоминают, что стремительному восхождению политика Николя Саркози очень помогла его работа на посту министра внутренних дел по вопросам обеспечения безопасности на стадионах.
Кстати, фанатские скандалы в «нулевые» годы были неразрывно связаны с памятными беспорядками на севере Парижа, в том числе и пригороде Сен-Дени, где расположен злополучный «Стад де Франс». Его население этнически очень разнообразно (свыше трети жителей — иммигранты или выходцы из заморских департаментов Франции), как и во многих городках бывших рабочих окраин, сплошным поясом разросшихся вдоль кольцевой автомобильной дороги «Периферик», но совершенных преступлений ежегодно здесь фиксируется меньше, чем в соседних коммунах.
Арена на 80 000 человек построена непосредственно у скоростного шоссе, ведущего из Парижа в аэропорты «Руасси-Шарль де Голль» и «Ле Бурже», здесь же есть остановки метро и RER (сети внеуличного железнодорожного сообщения), что облегчает возможность добраться сюда парижанам и гостям. При этом объект и его окрестности все время ярко освещены и тщательно охраняются. А поскольку клубная футбольная команда столицы «Пари Сен-Жермен» после открытия в 1998-м решила оставить домашней ареной «Парк де Пренс», битв между болельщиками здесь не случалось. Кстати, стадион в Сен-Дени полностью находится в руках государства.