Что случилось?
Во время игры «Динамо» — «Челси» 20 октября на 19-м секторе, где сидят киевские ультрас, появились темнокожие зрители, на которых спустя некоторое время напали находящиеся в секторе люди. Кто это был на самом деле — радикально настроенные фанаты (вполне правдоподобная версия) или провокаторы (версия тоже имеет право на существование), — доподлинно неизвестно. Все это было заснято на видео сотрудниками FARE — организации, борющейся с расизмом в Европе. Представители этой организации постоянно присутствуют на международных футбольных матчах (Лига чемпионов, Лига Европы, чемпионат Европы и отборочные игры), фиксируют все проявления фашизма, расизма, неонацизма и т.д.: от надписей на футболках и изображенных на них кельтских крестов до баннеров, скандирований и уж тем более избиений темнокожих. На основании снятого видео УЕФА начала расследование инцидента. У представителей «Динамо» (Киев) была неделя, чтобы произошедшее расследовать, объяснить, найти и наказать виновных, пообещать исправить и начать бороться.
Что было сказано и сделано?
Вице-президент Федерации футбола Украины Игорь Кочетов: «Сейчас «Динамо» проводит расследование вместе с сотрудниками правоохранительных органов, для чего взяты копии видеосъемки из диспетчерской комнаты «Олимпийского». Также достигнута договоренность с фанатами о встрече. Подключился к вопросу и комитет ФФУ по стадионам и безопасности проведения соревнований. [...] Может быть, это специально продуманная провокация. Все это вопросы, на которые необходимо найти ответы».
Представители группировки «Родичи», на которых в первую очередь пало подозрение: «Не имеем отношения к вышеуказанным событиям. Во-первых, драка между болельщиками проходила в соседнем секторе, а не в 21-м, в котором находятся «Родичі». Во-вторых, необоснованными являются обвинения собственно в расизме. Все на стадионе видели, что в соседних с нашим и в нашем секторе произошло несколько драк, в подавляющем большинстве из-за непристойного поведения лиц навеселе... […] Раздувание темы расизма происходит из-за «отработки» некоторыми общественными организациями своих грантов. Не будучи в состоянии или не желая бороться с расизмом в реальной жизни, они пытаются его найти на стадионах в драке, в которой присутствуют люди с другим цветом кожи, сразу клеймят «расистами» всех подряд, независимо от истинных причин самой драки...»
Вице-президент «Динамо» Алексей Семененко: «Это сделано для того, чтобы вот тот Киселев, который сидит возле Кремля или под Кремлем, ничего не доказывал словесно, а просто взял и показал картинку, а потом сказал: «Я же правильно говорю: смотрите, россияне, негров бьют хохлы, а?». С ультрас мы нормально работаем, даже не работаем — мы их поддерживаем. Да, мы ссоримся, бывает, но так бывает и в компании друзей. Ультрас же не монолит. У них столько движений внутренних, есть, которые пропагандируют ужасные вещи, не хочу это вслух говорить».
Исполнительный директор стадиона «Олимпийский» Владимир Спильниченко: «На прошлом матче с «Порту» темнокожие люди тоже появились в районе сектора ультрас. Их встретили болельщики и провели их в другие сектора. Руководство стадиона и служба безопасности подходили к этим темнокожим ребятам и предлагали пересесть даже в центральные сектора, где дороже билеты. Наши просьбы были проигнорированы».
Когда журналист предложил Спильниченко создать на стадионе отдельные сектора для темнокожих болельщиков, исполнительный директор ответил: «Хорошая идея. Мы, наверное, прислушаемся к вашему предложению. Постараемся для них, может быть, сделать отдельный сектор, для того чтобы не было проявлений расизма». Позже Спильниченко заявлял, что его не так поняли, что про «хорошую идею» он говорил со скептической улыбкой на лице. А после этого сказал, что «это не вольер и никаких заграждений на стадионе не будет», но это предложение просто не попало в сюжет. Те, кто смотрел видео, могут убедиться, что скептическая улыбка на лице Спильченко действительно была, а фраза про вольер могла бы, конечно, перевернуть сказанное с ног на голову. Однако полную запись журналисты пока не предоставили, а в Европе уже от справедливого негодования у всех округлились глаза. Все-таки умение общаться с журналистами так, чтобы ни одно твое слово не было использовано против тебя, — настоящее искусство.