Консультация на сцене
На чемпионате СССР 1960 года перед последним туром впереди шел Корчной, опережавший на пол-очка Петросяна и Геллера. В заключительной партии он встречался с Суэтиным, получил худшую позицию и предложил ничью. Но Суэтин, прежде чем ответить, решил посоветоваться с главными конкурентами лидера. Петросян порекомендовал согласиться на ничью, а Геллер, напротив, сказал, что надо играть, потому что есть все шансы на выигрыш. Суэтин послушался Геллера, отклонил мирные переговоры, но вскоре грубо ошибся и проиграл. Так Корчной впервые стал чемпионом страны. Забавный случай, возможно единственный в серьезных соревнованиях, когда решение за игрока - соглашаться на ничью или отказаться - принимали заинтересованные участники турнира, причем прямо на сцене во время игры.
Оригинальное предложение
В 1971 году в претендентском матче Петросян – Корчной перед последней 10-й партией лидировал экс-чемпион мира 5:4. Пытаясь отыграться, Корчной неудачно разыграл дебют и получил безнадежную позицию. «Ну что, ничья, - бросил он Петросяну, - или я сдаюсь?!». И конечно Петросян без раздумий согласился на обеспечивающую ему победу ничью, предложенную столь оригинальным способом.
Пенсия виновата
Странная ничья была зафиксирована в 11-й партии этих же соперников в претендентском матче 1977 года. Петросян отставал на очко, но ему представилась благоприятная возможность сравнять счет. Корчной попал черными в трудное положение, к тому же заметно отставал по времени. И вдруг он через судью (соперники не разговаривали друг с другом) предложил Тиграну ничью. Петросян занервничал, начал колебаться и после получасового раздумья принял мирное предложение. В 12-й партии Корчной легко сделал ничью белыми и в итоге победил 6,5:5,5.
«Но почему ты пошел на поводу у соперника, у тебя же был шанс догнать его и ты сам его упустил!?» - укорял экс-чемпиона мира после роковой партии руководитель его делегации Юрий Авербах. «Тебе хорошо говорить, - оправдывался Петросян, у тебя пенсия не за горами. А мне ее еще ждать целых двенадцать лет».
Что имел в виду Петросян, говоря о пенсии, которая еще была далеко, почему он не использовал последний шанс спасти матч, так и осталось неясным. Тем более, что Тигран, увы, вообще не дожил до пенсии…
Унижение
В одной из партий исторического матча Карпов – Корчной в Багио претендент упустил выигрыш, но, не желая вступать в мирные переговоры с противником, нашел неожиданное решение ничейной проблемы – загнал его короля в положение пата. В дальнейшем Корчной писал не без юмора: «Доставил себе удовольствие запатовать чемпиона мира. Во-первых, это избавляло меня от необходимости вступать с ним в мирные переговоры. А во-вторых, как ни закономерен пат в партии, получать его все-таки несколько унизительно!».
Переименование
Виктора Корчного однажды пригласили принять участие в традиционном турнире имени Карпова в городе Пойковском. «С удовольствием, - усмехнулся вице-чемпион мира и несколько мрачно пошутил. - Но только при условии, что турнир будет называться не имени, а памяти Карпова».
Карпов среди «идиотов»
Уникальный случай произошел на «Турнире звезд» по быстрым шахматам в испанском городе Бенидорм. Впервые в истории был дисквалифицирован чемпион мира, Анатолий Карпов.
Прилетев на турнир, он заявил, что в связи с задержкой рейса не выспался и требует перенести его партию первого тура с Раджабовым на следующее утро. В расписании предусматривалось по 3-4 партии в день, и сделать это было непросто. Теймур решил посоветоваться с другими участниками. Лет тридцать назад, когда Карпов еще был чемпионом мира, возможно, ему пошли бы навстречу. Но теперь, когда он не входит даже в сотню сильнейших, гроссмейстеры возмутились. К тому же напомнили, что нарушение игровой дисциплины – традиция для Анатолия Евгеньевича. В итоге Раджабов проигнорировал ультиматум партнера, и в таблице у экс-чемпиона появился жирный ноль.
«Мне трудно понять этих идиотов, - довольно грубовато прокомментировал ситуацию Карпов. – Отложить партию по форс-мажорным обстоятельствам – обычное дело в любом виде спорта. Так что тяжелое положение в шахматном мире – это то, чего они вполне заслуживают».
Когда Карпов не явился вовремя и на следующую партию, с Юдит Полгар, гроссмейстеры объяснили главному судье, что неявка на второй тур по регламенту автоматически ведет к дисквалификации (в свое время даже Фишер, не явившись на первую партию в матче со Спасским, не рискнул пропустить вторую). В результате арбитр вынужден был исключить Карпова из соревнования.
Все ясно, но остались три вопроса:
1. Является ли форс-мажорным обстоятельством желание шахматиста дополнительно поспать?
2. Является ли обычным делом в любом виде спорта перенос старта? (например, в те же дни российские фехтовальщики опоздали на первенство мира из-за забастовки в аэропорту и тем не менее все были дружно дисквалифицированы).
3. Тяжелого положения заслуживают все гроссмейстеры или только идиоты?
Не до смеха
Как известно, Фишер не любил быстрых ничьих, всегда боролся до голых королей. Поэтому трудно было понять, зачем в межзональном турнире 1970 года Геллер предложил ему ничью уже на седьмом ходу. При этом оба сильно рассмеялись. Дело в том, что последние три партии между ними выиграл Геллер. Но тут Фишер успокоился и серьезным голосом сказал: «Слишком рано!». Геллер расстроился, покраснел и в простой позиции задумался на целый час, а вскоре остался без пешки и умудрился проиграть ничейный ладейный эндшпиль. Смеяться надо меньше!