— Андрей Александрович, уже несколько месяцев как вы вступили в новую должность председателя РФСО «Спартак». Какие цели ставите перед собой?
— Для начала хотел бы поблагодарить Анну Алешину, которая после легендарных Петра Григорьевича Болотникова и Николая Николаевича Озерова не дала пропасть великому обществу, сохранила «Спартак». Для себя же вижу одну из задач в возвращении на былые позиции. И в привлечении новых руководителей — возможно, бывших спартаковцев, современно мыслящих, для которых это станет важным делом в их жизни...
Да, в начале 90-х был бум возрождения «Спартака» после событий 1987 года, когда были ликвидированы все профсоюзные общества. Но времени с тех пор прошло немало, а занять места старых региональных председателей мало кто желал. Сейчас у нас 46 отделений, из которых, если честно, успешно работают не все. Пользуясь случаем, хочу отметить московскую городскую организацию и отдельно ее председателя Мишуриса — ровесника «Спартака», которому недавно исполнилось 80 лет и который по-прежнему в строю. Здоровья вам и новых успехов, дорогой Вадим Яковлевич!
Так вот: сегодня перед нами стоит задача создать не менее 20 новых отделений, да и имеющимся надо помогать. Делаем ставку на людей, у которых есть определенный авторитет в регионах. Тем более в отличие от ДОСААФ, «Юности» или «Динамо» мы полностью лишены хоть какой-либо государственной поддержки.
Само собой, хотим вновь видеть спартаковцев на олимпийских пьедесталах. Ведь последним олимпиоником от красно-белых стал в 2008-м в Пекине Максим Опалев, выигравший тогда «золото» в гребле на каноэ. А еще раньше «Спартак» готовил спортсменов экстра-класса — достаточно назвать такие знаковые фамилии, как Якушев, Шалимов, Шадрин, Старшинов, Ловчев, Дасаев, Мыскина, Сафины... Впрочем, перечислять можно бесконечно.
— Вы сами выступали в греко-римской борьбе. Значит ли это, что единоборства в «Спартаке» будут иметь в вашем лице своеобразного лоббиста, покровителя?
— Я бы не стал так говорить, хотя, конечно, горжусь, что вырос в спорте, в борьбе. Развивать будем все виды. Хороший пример — Екатерина Сиротина. Она пришла к нам с просьбой помочь со школой по художественной гимнастике. Мы обратились к Ирине Винер. И Сиротина уже воспитала двух мастеров спорта международного класса, 28 мастеров спорта! Дети к ней идут постоянно. Она сумела не только разработать алгоритм занятий, но и снимала залы, проводила сборы... На ее пример и должны ориентироваться остальные. Еще есть Ольга Сбитнева и Иван Юдин — величайшие чемпионы по рок-н-роллу. Надеюсь, скоро в теннисе у нас появятся новые Сафины. Есть подвижки в лыжах, гребле, карате, борьбе, боксе, где отмечу Сергея Данилова, велоспорте, пауэрлифтинге, женском хоккее. Будем поднимать легкую и тяжелую атлетику, плавание, шахматы, настольный теннис и многие другие виды спорта — приходили даже с предложением по дартсу. Мы никому не отказываем!
Во все времена «Спартак» славился игровыми видами. Это и футбол, и хоккей, и гандбол, и водное поло, и баскетбол, и волейбол. Еще в 90-е годы под флагом «Спартака» во второй лиге играло 12 футбольных команд. Но потом все резко изменилось. Во многом потому, что стало модным использовать названия городов: «Орел», «Тамбов» и так далее. Но, на мой взгляд, неправильную позицию заняло и руководство «Спартака». Из-за этого многие команды или перестали существовать, или сменили имена. К примеру, женская баскетбольная дружина из города Видное стала называться «Спарта энд К˚», а женская волейбольная команда из Омска — «Омичка». Полагаю, мы кардинально изменим позицию и будем давать разрешение на использование наименования «Спартак» любой команде на безвозмездной основе.
Другое дело, появилось много коммерческих спартаковских организаций: магазины, автосервисы, ЧОПы, фермерские хозяйства... Нам это в целом приятно: чем больше «Спартака», тем лучше. Но здесь уже на первый план выступают партнерские, деловые отношения — и такого рода предприятия мы приглашаем к диалогу.
— Какие у вас отношения с футбольными и хоккейными клубами «Спартак»?
— Встречались с их представителями, поняли, что нам нужно подписать трехсторонний договор о сотрудничестве. Главное ведь — объединить усилия всех заинтересованных в развитии спартаковского движения сторон. По всей стране. Уверен: нам делить нечего, у нас много общего и мало отличий. А еще обязательно от имени многомиллионной армии спартаковцев хочу выразить Президенту России Владимиру Путину признание за то, что принял участие в реинкарнации нашего хоккейного «Спартака».
— У меня сразу в голове всплывает пример «Барселоны», у которой футбольный, баскетбольный и гандбольный клубы являются единой структурой и выступают под одной эмблемой.
— Мы готовы обсуждать этот вопрос с руководством футбольного и хоккейного клубов «Спартак» (Москва). Тем более что в советское время фактически так и было.