Сказать честно — не разглядел после матча с Черногорией ни особого праздника на стадионе (хотя сами трибуны, что для такой мерзкой погоды даже удивительно, заполнились почти под завязку и духоподъёмно переливались бело-сине-красным), ни каких-то мегаэмоций у футболистов непосредственно на поле.
Нет, я сейчас не про раздевалку и про то, что было потом в городе — но вот после финального свистка ни тренеры, ни игроки, ни болельщики братаний-гуляний, как водится у нас в таких случаях, не устраивали.
Может, причина в том, какой будничной получилась сама победа — что по счёту, что по содержанию? То ли дело, как выходила сборная России на другие крупные футбольные турниры хотя бы в этом веке: то хет-трик Бесчастных «с петлёй на шее» в матче со Швейцарией в 2001-м, то «... вам» от нещадно освистанного в ходе встречи с Уэльсом Евсеева в 2003-м, то хорватский праздник души и тела в Англии, который заставил даже забыть про наши скромные 1:0 в Андорре (это уже 2007-й), то голевые пляски на глазах 55 тысяч зрителей с той же Андоррой (6:0) в 2011-м...
А тут всё было, слов нет, грамотно, профессионально, но... как-то не по-русски.
Мы-то привыкли по-другому. «Одна нога в Карелии, другая — на Камчатке...» — как изящно выразился публицист Алексей Беляков в заметках о нашем характере.
И символично, что первый вопрос Леониду Слуцкому на пресс-конференции был совсем не праздничным — впрочем, задававший его главный редактор радио «Команда» и блогер mk.ru Николай Яременко другими и не славится: «Тусклая игра, «домашнее» судейство — пенальти ж не было, мы видели; а все будут писать про то, что Слуцкий — спаситель!»
Далёк от рафинированного пессимизма коллеги, но настроение многих он выразил точно. Хотя...
Хотя, возможно, именно такого подхода к отборочным играм и победам в них — чёткого, спокойного, вот без этого русского надрыва — нам раньше и не хватало?