На чемпионате Европы 2016 года впервые сыграют 24 команды, но среди них не будет ни Сербии, ни Черногории, потерявших право поехать во Францию. Когда у обеих команд еще были шансы, на поле стадиона в Подгорице полетел горящий файер, а над ареной в Белграде — беспилотник с флагом Великой Албании...
■ ■ ■
Принятое УЕФА решение расширить число команд на Евро до 24 позволило наконец некоторым не самым футбольным странам дебютировать на первенстве континента. В финальную стадию впервые пробились Исландия, Северная Ирландия, Уэльс и Албания.
Для албанцев это настоящий праздник, который они с удовольствием и с пиротехникой отметили в воскресенье после победы над Арменией. Да, за успехи сборной страны главный тренер Джанни Де Бьязи, итальянец по происхождению, получил от президента Албании почетное гражданство, а стразу после выхода на Евро — медаль «Честь нации». Однако национальным героем для албанцев стал Исмаил Морина. Человек, который принес сборной Албании три очка в недоигранном год назад матче с Сербией.
■ ■ ■
Беспорядки в матче Сербия—Албания начались с того, что вдруг над полем начал летать дрон с флагом Великой Албании. Он спустился достаточно низко для того, чтобы рассвирепевший сербский игрок Стефан Митрович сорвал полотно. И тут началось! Дрались все: футболисты, болельщики, стюарды... Разумеется, продолжать игру в таких условиях было невозможно, и участники матча отправились по раздевалкам, а фанаты — по домам.
Сначала картина не была столь радужной для албанцев — ведь, сняв с хозяев три очка, УЕФА присудил гостям техническое поражение. Сербы были виновны в необеспечении безопасности, гости — в провокации. Однако для сербской стороны были и отягчающие обстоятельства: зрители стадиона «Партизан» скандировали нехорошие вещи в адрес албанцев, желая им смерти. В итоге Лозаннский суд отменил решение УЕФА и подарил албанцам «технические» три очка.
А уже вскоре выяснилось, что дрон с флагом запускал албанский крановщик Исмаил Морина, хотя сначала за это задержали брата премьер-министра Албании Олси Рама. Подозревали, что он управлял беспилотником из вип-ложи.
Исмаил стал национальным героем на родине, он раздавал интервью, в том числе американским журналистам, где откровенно рассказывал, что идея устроить такую провокацию родилась у него еще в 2010 году, когда он увидел беспорядки на матче Италии и Сербии. На одном из кадров он заметил, как двое сербских болельщиков сжигают албанский флаг. Спустя четыре года Морина свой план осуществил. Причем он подумать не мог, что его поступок поможет сборной Албании пробиться на Евро.
Возможно, крановщик и провокатор готовил очередную акцию на ответном матче в Тиране, но осуществить ее не успел. Накануне матча его задержала полиция. С собой у Морины были 30 билетов на игру с Сербией и оружие.
Впрочем, провоцировать на «Эльбасан-арене» было некого. Сербские фанаты на ответную игру не приехали (а кстати, зря, потому что их команда выиграла — правда, успеха им это принести уже не могло). Не посетил матч и премьер-министр Сербии Александр Вучич, хотя его албанский коллега направил ему приглашение. Сербам было на что обижаться. Помимо Исмаила Морины, которого, кстати, радикальные албанские группировки требовали отпустить, были и другие причины. Например, автобус с сербскими футболистами закидали камнями по дороге от аэропорта до гостиницы.
А ненависть к Морине у сербов велика. Каждый день в Фейсбуке он получает угрозы. Ему даже сообщили, что в Сербии объявлена награда за его поимку. (Теперь приз можно выплатить албанским полицейским.) Возможно, именно поэтому Исмаил постоянно возил с собой пистолет…
■ ■ ■
Черногория также потеряла три очка в домашнем матче со сборной России. Тогда во вратаря нашей сборной Игоря Акинфеева прилетел горящий файер, после чего беспорядки на трибунах было уже не остановить. Возможно, именно это техническое поражение помешало черногорцам бороться за выход на Евро. Однако ненависти к Луке Лазаревичу — тому самому парню, кинувшему файер, — у населения нет, хотя он и стал антигероем для своей сборной. Во-первых, он свой, а его поступок не был политической акцией. Во-вторых, все уверены, что это был несчастный случай, и Лука вовсе не целил в Акинфеева. Ну и в-третьих, Лазаревич сам сдался, а потом публично извинился перед Игорем и всей российской сборной. Спустя время он даже передал подарки для нашего голкипера.
Сейчас Лука Лазаревич отбывает наказание. Его приговорили к 3,5 месяца тюрьмы, и приговор вступил в силу только в сентябре, после отклонения апелляции.